Кто создал богов?



Пестрая вереница легенд разных народов о происхождении 6oгов, мира и человека проходит передчитателями книги немецкого историка и философа Карла-Гейнца Еспера. Автор показывает, что, несмотря на внешние различия, эти легенды (в томчисле и библейская легенда о сотворении мира богомза шесть дней) имеют много общего. Все они плодчеловеческой фантазии, результат низкого уровня знаний древних людей о природе и обществе, порождениеопределенных социальных условий.В брошюре прослеживаются изменения религиозных представлений на разных ступенях общественногоразвития. При этом довольно обстоятельно и в известной степени оригинально рассматриваются такие религиозные системы, как иудаизм и христианство. Книга написана просто и ярко, насыщена богатым фактическим материалом. 
 
С каких пор существуют горы, моря, растения, животные? Как они возникли? Откуда появился человек? Эти вопросы занимали человека уже тысячи летназад. И первобытные люди придумывали фантастические истории, при помощи которых пытались объяснить природные процессы. В этих историях явлениямприроды часто приписывались человеческие свойства.Животные могли говорить, растения, камни и звездыимели человеческие черты. Вот как, например, описывает подобные представления, характерные для ранних ступеней развития сознания человека, Юлиус Липе: «Старейшины» у животных, так же как их собратья — люди, торжественно заседают в совете, куряттрубку мира и серьезно обсуждают проблемы животного царства. Собака является владелицей плантации;дикая свинья докладывает совету о причиненной ейнесправедливости и просит наказать злодея; маисоваямука является священной говорящей пудрой богов; убитого на охоте медведя почтительно молят о прощении. Бразильский индеец ударяет «подлый» камень, окоторый он споткнулся, и «злую» стрелу, которая внего попала. Дерево, падая с которого человек разбивается насмерть, срубают с соблюдением соответствующих церемоний. За «убийство» человека, совершенное тигром, должен поплатиться смертью другой члентого же тигрового «рода». Ю. Липе приводит следующее сказание индейцевплемени крик: «Животные устроили собрание, на котором председательствовал медведь Нокози. Решался вопрос об отделении дня и ночи... 

«Каждый ученый изгоняет бога из той науки, которая составляет предмет его специального изучения»

Лафарг П.