Наука и религия



С 20 по 30 мая 1957 года в Москве при Правлении Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний проходило совещание-семинар по вопросам научно-атеистической пропаганды. Для участников совещания-семинара был прочитан ряд
лекций по наиболее актуальным вопросам научно-атеистической пропаганды. Правление Всесоюзного общества решило издать в виде сборника все лекции, прочитанные на семинаре. Лекции не претендуют на исчерпывающее освещение тех или других вопросов. Некоторые из них были поставлены в порядке обсуждения. Лекции рассчитаны на широкие круги пропагандистов, рабочих, колхозников, служащих и советской интеллигенции. Настоящий сборник поможет лекторам и всем, интересующимся проблемами научного атеизма, ориентироваться в этих вопросах, вооружит их в борьбе против религиозной идеологии, за торжество марксистского мировоззрения.


Научно-атеистическая пропаганда много проигрывает оттого, что в ней немало догматизма, в ней к тому же не разоблачаются новые методы деятельности церковников и сектантских проповедников. В наших лекциях, например, нередко можно
встретить утверждения о том, что религия и ее организации проникнуты ненавистью к труду, что они учат, что труд есть божье наказание за грехи наших «прародителей», что церковники будто призывают к невыходу на работу в дни религиозных праздников.

Утверждать так — значит проглядеть новые приемы воздействия церковников и сектантских проповедников на верующих, приспособление ими религиозных догм к современной обстановке. Верно, в библии говорится, что бог проклял «первого человека» и труд
его. Однако этот момент проповедники ныне обходят, зная, что это не встретит отклика в аудитории. Они говорят нечто иное. Вот что, например, говорится в журнале евангельских христиан-баптистов о труде: «В сущности, всякий истинный труд религиозен,
и нет религии, которая отвергала бы его... Трудиться —значит молиться... Настанет день, когда человеку, не желающему трудиться, невозможно будет показаться в пределах нашей солнечной системы, и ему придется искать другую, «ленивую» планету.
Труд — земное призвание человека» (журнал «Братский вестник» № 3—4, 1956, стр. 71).

Выходит, что безоговорочные утверждения некоторых лекторов о том, что религиозные проповедники ныне проклинают труд, призывают к невыходу на работу, бьют мимо цели. Как известно, одно из основных положений религии сводится к тому, что главным в жизни верующего человека должна быть забота о загробной «вечной» жизни. Это, конечно, так, и об этом наши лекторы говорят. Но при этом они упускают, что ныне церковь и это положение трактует по-другому. Она говорит, что христианство не осуждает заботы человека о земном счастье, но благословляет труды человека, направленные к умножению земного благополучия.

Следовательно, как в первом, так и во втором случае необходимо не только раскрывать антинаучный характер религии и ее положений, непримиримость религиозной идеологии с научной коммунистической идеологией, но надо объяснять смысл религиозного приспособленчества, указывать на противоречия, которые неминуемы в этих случаях между религиозным учением и новой тактикой церкви и т. п. Из всего сказанного ясно, что для подъема нашей научно-атеистической пропаганды необходимо, во-первых, преодолеть недооценку значения этой пропаганды в настоящее время и, во-вторых, поднять уровень самой пропаганды в соответствии с современными научными требованиями.

Наша атеистическая пропаганда должна базироваться, опираться на достижения науки во всех областях, на все достижения науки о природе и обществе. Несомненно, что в связи с этим встают и серьезные трудности, которых нельзя не видеть. Трудности
не только популяризации достижений науки так, чтобы они были понятны широким массам, но и трудности, связанные с тем, что очень часто ученые — специалисты в той или иной области науки — не всегда делают мировоззренческие выводы из этих научных
открытий, и именно атеистические выводы. Мы должны обращаться к верующим, следовательно, обычно более отсталым слоям населения, и в то же время сообщать им о современных достижениях науки и рассказывать, какие выводы из этого вытекают. Эти трудности надо преодолеть. Необходимо популярно и вместе с тем на высоком научном уровне освещать вопросы. Надо давать слушателям сведения и об атомном ядре, и о современных проблемах мироздания, и о современных достижениях биологии и химии
и других областей знания, ибо без этого подлинной научно-атеистической пропаганды быть не может. Но рассказывать только о научных достижениях, о завоевании природы человеком без того, чтобы из этого материала делать мировоззренческие атеистические объяснения, выводы, было бы неправильным. Все это предъявляет серьезные требования и к лектору и к нашим секциям.

Мы должны учитывать, что и религиозная пропаганда не остается неизменной, она, как уже было отмечено, приспосабливается к новым условиям. Теперь и религиозные организации открыто против науки не выступают, как это делала церковь на протяжении веков раньше. В наше время, время огромных успехов науки, представители религиозных организаций предпочитают не выступать открыто против науки. Они выдают себя за «друзей» науки, стремятся «доказать» связь науки и религии, возможность союза между ними, основанного на взаимном уважении и «невмешательстве». Они тщатся доказать, что наука и религия не противоположны друг другу, а, наоборот, нуждаются друг в друге.

По вопросу о взаимоотношениях науки и религии мы найдем за последнее время немало высказываний богословов. И при всем том, при всех попытках «примирить» науку с религией, идеологи церкви умаляют науку и добиваются первенства религии. Они
говорят, что религиозные «истины» вечны, абсолютны, к ним нельзя что-либо прибавить или убавить, наука же не может претендовать на абсолютную истинность своих сегодняшних выводов, так как она имеет дело с материальным миром, который-де вечно развивается, изменяется. Но наука и не претендует на «абсолютную истинность» тех или иных своих положений, так как она непрестанно развивается. Что касается «вечных религиозных истин», то они совершенно не выдерживают научной критики.

Наука, говорят ныне богословы, занимается изучением явлений природы, открытием новых форм бытия, материи, новых видов энергии, и притом таких, о которых даже сами ученые (богословы здесь имеют в виду идеалистов) говорят, что все в мире только
лишь «энергия» или «полуматериальные сущности». Самое понятие о «полуматериальности» уже содержит в себе, по мнению церковников, признание существования нематериального, что якобы и подтверждает положение религии о том, что, кроме материи, существует и чисто «духовное» начало,то есть бог. «Данные науки,— говорят современные богословы,—добытые упорным, настойчивым многовековым усилием человеческого ума, подтверждают собой тесный
союз науки с верой, идут навстречу библии и несут радостное утверждение в том, что и человек есть творение великих рук божиих». Так церковники пытаются соединить науку с религией.

Приспособление науки к религии, к задачам церкви, извращение действительной картины не прекращающейся борьбы между ними мы обязаны умело раскрывать в своей пропаганде.
Научно-атеистическая пропаганда должна показать, что новейшие данные науки все более убедительно раскрывают несостоятельность религии и опровергают религиозные учения. Современное естествознание прогрессирует с невиданной в
прежние исторические периоды быстротой. Возникшая в конце XIX и в начале XX века и получившая гениальное философско-материалистическое обобщение в труде В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» новая физика сделала за последние
два—три десятилетия гигантские шаги вперед, означающие, по сути дела, новую революцию в физике. Открытие после электрона других так называемых элементарных частиц материи, открытие корпускулярных свойств света и, с другой стороны, волновых
свойств вещества, проникновение внутрь атомного ядра, открытие путей практического использования атомной энергии — все это создало совершенно новый этап в развитии физики, новый этап в наших представлениях о материи. Эти открытия являются новым замечательным подтверждением истин диалектического материализма, и весь этот материал необходимо использовать в нашей научно-атеистической пропаганде...

Электронная версия книги предоставлена исключительно для ознакомления. Если Вам понравилось содержание книги купите её поддержав автора!

«В научной работе нельзя делать уверенных прогнозов на будущее, так как всегда возникают препятствия, которые могут быть преодолены лишь с появлением новых идей»

Нильс Бор

Научный подход на Google Play

Файлы

Завод без людей

Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции

Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция

Эволюция физики (А. Эйнштейн Л. Инфельд)