Атеизм по-европейски



Воинствующий атеист и генеральный директор антиклерикального Фонда Джордано Бруно Михаэль Шмидт-Саломон 13 февраля в своем интервью Гуманистической Пресс-службе неожиданно поддержал решение действующего Папы Римского Бенедикта XVI подать в отставку. По словам Шмидта-Саломона, «Бенедикт XVI отнюдь не “слабый Папа”, как часто утверждают… Я даже полагаю, что он будет иметь на церковную историю устойчивое влияние, как и большинство его предшественников».

Шмидт-Саломон не может скрыть уважение к уходящему понтифику. Он считает, что Римско-католическая церковь сегодня ведет войну «на два фронта», борясь как с протестантами-евангелистами, так и с секулярностью современного общества. Роль Бенедикта XVI в различных внутрицерковных кризисах нельзя игнорировать: в отличие от других церковных функционеров, он был озабочен прозрачностью не только в борьбе с сексуальными злоупотреблениями, но и в вопросах церковного финансирования. По словам Шмидта-Саломона, Папа Римский преследовал удивительно четкие цели и доказал, что как в доктринальных, так и в стратегических вопросах он выказал больше понимания, чем большинство его критиков.

На первый взгляд, выказанная известным атеистом поддержка деятельности главы Римско-католической церкви предстает совершенно непоследовательной – для атеиста. Однако же, этот случай дает нам возможность зафиксировать один чрезвычайно тонкий, но притом крайне важный, часто игнорируемый момент.

Нередко атеистов не вполне правомерно и обоснованно отождествляют с противниками церкви – антиклерикалами. Фактически, атеизм сводится к антиклерикализму – совершенно другому типу свободомыслия. Атеизм как понятие упрощается, игнорируется его история и те глубокие предпосылки, социальные и психологические, на деле лежащие в его основе.

Атеиста может совершенно не интересовать вопрос социального бытия религии, специфики ее выражения в обществе. С другой стороны, вполне возможен искренне верующий в Бога антиклерикал – каковыми, кстати, и являлись большинство средневековых еретиков.

В современной России понятие атеизма зачастую подменяется антиклерикализмом, в то время, как в стремительно секуляризирующейся Европе атеисту не зазорно выступать с поддержкой того или иного религиозного лидера. Дело в том, что церковь для него – лишь один из институтов, обеспечивающих общественную стабильность, а не страшный Левиафан, на борьбу с которым немедля должно подняться все прогрессивное человечество.

По материалам Die Freie Welt и Humanistischer Pressedienst.

Различия между умонастроениями российских и европейских атеистов связаны с различием в том общественном весе, который имеет церковь «у нас» и «у них». В обоих случаях церковь – инструмент правящего класса по удержанию народа в узде. В Европе это важный инструмент, но далеко не единственный и даже не главный. В России же буржуазный класс, пытаясь заполнить идеологический вакуум и противопоставить что-нибудь прогрессивным идеям, делает на клерикализм основную ставку. Православие давно стало официальной идеологией РФ, и оно насаждается самыми варварскими методами, которые у европейцев вызвали бы шок. Поэтому в России атеизму и антиклерикализму объективно суждено бороться бок о бок друг с другом, отстаивая право на свободомыслие перед поповско-жандармским гнётом.

Екатерина Коростиченко,
Павел Костылев

«Я плохо представляю, что происходит с людьми: они учатся не путем понимания. Они учатся каким-то другим способом — путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!»

Ричард Фейнман

Научный подход на Google Play

Файлы

Что такое жизнь?

Научный метод познания. Ключ к решению любых задач

Реникса

Как работает мозг?