«Наш мозг – наше будущее»



Давид Дубровский, главный научный сотрудник Института философии РАН.

В научном мире – крупное событие. Президент США Обама объявил о старте национального проекта «Исследование мозга с помощью продвинутых инновационных нейротехнологий». Он рассчитан на 10 лет, первичные инвестиции в него – 100 миллионов долларов.

Нетрудно понять выбор этой программы в качестве задачи национального масштаба и оценить ее стратегическое значение.

Мозг – орган мышления и творчества, управления организмом и сознанием. Концентрация усилий на его исследованиях – ключевое звено конвергентного развития НБИКС (нанотехнологий, биотехнологий, информационных, когнитивных, социальных технологий), способного привести к радикальным преобразованиям человека и земной цивилизации.

«У нас есть шанс, – заявил Обама, – улучшить жизни миллиардов людей на этой планете с помощью данной инициативы».

Можно поверить! Но прежде всего эта инициатива открывает новые возможности и перспективы для США, причем не только в социально-экономической, но и в геополитической области (в частности, и для создания новейших типов вооружений).

Несомненно, однако, что этот национальный проект станет мощным творческим стимулом, его реализация приведет к появлению многих новых научно-технологических достижений в медицине, производстве, различных сферах общественной жизни.

Все это вызывает размышления о наших собственных перспективах. Особенно на фоне стагнации российской науки. Понятно, что причины такого положения дел коренятся в давно устаревшей системе организации российской науки, не говоря уже о мизерном ее финансировании. Это по существу закосневшая феодально-бюрократическая организация, с ее чиновной иерархией, кадровой избыточностью и часто недостаточной компетентностью, жесткими подразделениями в виде научных институтов, кафедральных коллективов и т.п., неспособных к быстрой динамике – реорганизации и самоорганизации – для решения назревших крупномасштабных задач.

В этой структуре решающая роль у чиновников, и каждый из них смотрит наверх. Все это характерно не только для нашей престарелой Академии наук, но в еще большей мере для системы Министерства образования и науки с ее учебными и научными заведениями. Но если Академию наук сейчас разгонят, как хочет того наш новый министр образования и науки, то станет еще хуже, ибо все же именно в институтах академии сосредоточены главные научные силы.

Нынешняя устоявшаяся система привела к массовому производству липовых кандидатов и докторов наук, которые занимают чиновные должности, к бурному развитию коррупции. Все, кому приходилось заключать контракты на производство научно-технологических работ с государственными чиновниками, в один голос говорят о непременных «откатах».

Как выполнять в таких условиях задачи модернизации, о которых столько разговоров и заклинаний?

В нашей «всеохватывающей» Программе модернизации (включая нашумевшее Сколково) заявлен дружный подъем чуть ли не всех сразу наук и технологий – и это без должной системной проработки и нормального финансирования. Подобная программа, созданная под прессом чиновничьей ментальности, заведомо обречена на неудачу.

России, однако, крайне нужен национальный Мегапроект, способный всколыхнуть научную общественность, воодушевить и собрать лучшие таланты. В большинстве своем они не востребованы, прозябают в захудалых НИИ или уезжают за рубеж. Такой Мегапроект, как у Обамы, должен ставить одну ключевую проблему, для решения которой концентрируются максимальные финансовые, интеллектуальные и организационные ресурсы.

Сейчас наше государство не способно выдвинуть и реализовать подобный Мегапроект. Этого можно ждать только со стороны общественных организаций. В России еще есть живые творческие силы, способные объединиться для такой великой цели. Они пока разрозненны, не обрели достаточной решимости и воли. Но процесс их постепенной консолидации идет.

Примером этого может служить Общественное движение «Россия 2045», насчитывающее уже более 20 000 человек, среди которых многие известные ученые и деятели культуры. Оно остро ставит проблему антропологического кризиса и будущего земной цивилизации, выдвинуло Мегапроект «Аватар» и связанные с ним задачи антропотехнологических преобразований, ведущих к радикальному продлению жизни, вплоть до кибернетического бессмертия.

Это российский проект, получивший уже международную известность и поддержку со стороны ряда крупных зарубежных ученых. В феврале 2012 года Движение «Россия 2045» организовало и провело в Москве Первый Международный конгресс «Глобальное будущее 2045», в котором приняли участие около 1000 человек, в том числе видные ученые и деятели культуры.

15–16 июня этого года в Нью-Йорке в Линкольн-центре состоится Второй Международный конгресс, также организованный Движением «Россия 2045», в котором примут участие многие выдающиеся ученые. Среди них те, кто будет играть видную роль в реализации проекта исследования мозга, заявленного Обамой.

Вот что сказал о задачах этого конгресса его президент, основатель Стратегического общественного движения «Россия 2045» Дмитрий Ицков:

«Мы стоим на пороге нового эволюционного шага, когда под воздействием технологий человек сможет измениться как вид, при этом преобразиться не только физически, но и духовно, тем самым обеспечив выживание и развитие нашей цивилизации. Задача очередного конгресса GF2045, который на этот раз пройдет в Нью-Йорке, – продолжить обсуждение этих вопросов и сформировать новую эволюционную стратегию в интересах всего человечества».

Есть основания надеяться, что Мегапроект «России 2045» получит поддержку со стороны широкой российской общественности, а может быть – дадим волю воображению – и со стороны руководителей государства.

Источник

«Священная истина науки заключается в том, что не бывает священных истин»

Карл Саган

Научный подход на Google Play

Файлы

Наука о живом

Научный атеизм. Учебное пособие

Самоучитель игры на мировой шахматной доске

Конституция свободы