В чем причины гибели СССР?



Ликвидация СССР – глобальная катастрофа в жизни всего человечества оказалась полной неожиданностью для партии и всего народа. Ведь СССР был непобедим любому внешнему врагу! И рухнул от удара изнутри.– Смертельный удар нанесло руководство партии, называвшей себя «коммунистической» при поддержке или абсолютном равнодушии значительной части населения.

Называются различные причины гибели СССР. Буржуазные идеологи злорадствуют и утверждают, что это есть свидетельство нежизнеспособности социалистического общества, ошибочности коммунистической идеи, которая якобы «антибиологична» - противоречит самой природе человека. Сторонники левых сводят к предательству или ошибкам Горбачева, коварству Ельцина – деятельности отдельных личностей. Все эти объяснения неубедительны. Жизненность социалистического строя была доказана великой победой, которую одержал СССР в войне против гитлеровской Германии, на стороне которой выступала почти вся Западная Европа. Именно социализм обеспечил гигантский скачек, превративший СССР во вторую сверхдержаву мира. Вдохновленные коммунистической идеей массы творили чудеса, шли на подвиги, самопожертвование. Конечно, Горбачев сыграл роковую роль главного Иуды. Но почему он смог оказаться во главе КПСС, не был смещен, почему миллионы коммунистов сдали партбилеты, подчинились без сопротивления Указу Ельцина о запрете КПСС?

В основе гибели СССР, очевидно, лежат не случайности, а какие-то глубокие противоречия, непознанные закономерности. Почему же они не были нам известны ранее? Марксизм-ленинизм в 50-80-е годы был подменен его фальсификацией, которую условно можно назвать «сусловизмом». Вместо глубокого анализа противоречий строившегося общества, доктора и академики, работавшие под руководством Суслова, выполняя заказы очередных генсеков, выдвигали ряд утопических догм, выдавая их за дальнейшее развитие марксизма-ленинизма. Тогда было провозглашено, что социализм в СССР «победил полностью и окончательно», уже построен «развитой социализм», сложилось «монолитное, нерушимое социально – политическое и идейное единство советского общества», «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Все эти утопические догмы, основанные на метафизике и идеализме, рассыпались как карточный домик! Гибель СССР свидетельствовала не об ошибочности марксизма-ленинизма, истинность которого была подтверждена многократно, а о провале, ненаучности сусловизма! Нужно другими глазами взглянуть на историю СССР в поисках действительных причин его гибели.

Прежде всего, следует по-новому рассмотреть сущность строительства социалистического общества. Всем известно, когда началась социалистическая революция. А завершилась ли она с завоеванием политической власти? В действительности, Великая Октябрьская революция 1917г. была лишь начальным этапом социалистической революции. Строительство социалистического общества является дальнейшим развитием, высшей стадией социальной революции. После установления советской власти, диктатуры пролетариата, социальная революция в СССР прошла два этапа.

Первый этап: 20-е -50-е годы есть период подъема революции, «штурма и натиска». Тогда были провозглашены принципы социализма и предстояло наполнить их реальным содержанием. На первом этапе революция направлялась на строительство основ фундамента социализма в СССР: индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию. Победа в Великой Отечественной войне, восстановление разрушенного хозяйства также были составной частью социальной революции на первом ее этапе.

Второй этап охватывает 60-е -80-е годы. Тогда встала задача строительства развитого социалистического общества, но социальная революция в СССР постепенно сменяется эволюцией и переходит в состояние угасания, вызревают предпосылки контрреволюционного переворота.

В чем же заключались причины гибели СССР? Прежде всего, отметим, что вопреки утверждениям сусловистов, победа социализма в СССР не была ни полной, ни окончательной, в стране сохранялись предпосылки реставрации капитализма. Новая общественная формация, как учит опыт Истории, не может сформироваться, достичь зрелости за несколько десятилетий. На это требуются столетия! Социализм в СССР находился лишь в начальной стадии своего становления, это было молодое, незрелое еще общество, не избавившееся от родимых пятен капитализма, из которого оно вышло.

Социальная революция есть особая форма классовой борьбы. Эта борьба велась, прежде всего, в мировом масштабе Судьбу СССР нужно рассматривать в контексте борьбы двух противоположных систем. Несмотря на все успехи и достижения СССР, мировой империализм сохранял огромный перевес сил над молодым социалистическим обществом. Накопив большие богатства за счет ограбления колоний, эксплуатации народов третьего мира, империализм смог достичь в странах «золотого миллиарда» более высокого уровня жизни, вырваться вперед в деле научно-технической революции.

СССР, начавший строительство общества трудящихся с низкого уровня, полученного в наследство от царской России, в условиях самой холодной страны, постоянного противодействия империализма, навязывавшего войны, провокации, гонку вооружений, не мог обеспечить такой уровень жизни, как в наиболее богатых странах Запада и должен был на первое место ставить задачу укрепления своей обороноспособности.

Вопреки утверждениям сусловистов, социалистическое общество на раннем этапе своего становления подгрызалось множеством противоречий во всех сферах.

Основное противоречие капитализма было снято с установлением общественной собственности, соответствовавшей общественному характеру производства. На этой основе возникли предпосылки единства общественных и личных интересов. Действительно, чтобы поднять благосостояние каждой семьи, необходимо обеспечить подъем всего народного хозяйства. Вот почему каждый советский человек объективно был заинтересован в обеспечении общественных потребностей, интересов. Однако ранний социализм обрел свое основное противоречие. Единство общественных и личных интересов есть единство противоположностей: «общественные» и «личные» потребности интересы, совпадая, взаимообсловливая друг друга, в другом отношении способны вступать в противоречие между собой! Общественные потребности это потребности всего общества в подъеме экономики, укреплении обороны, обеспечении базовых нужд людей в жилье, охране здоровья, образовании. Личные потребности, продиктованы физиологическими запросами организма, потребностями личного быта индивидуума. Источник удовлетворения общественных и личных потребностей один – труд! Плоды общественного труда распределяются так: часть идет на обеспечение общественных потребностей, другая – на личные потребности, согласно принципу распределения по труду! Но каков размер оплаты труда? Это зависит от производительности труда, объема произведенных товаров, доли, выделяемой для общественных нужд. Чтобы найти средства для увеличения производства, необходимо было ограничить личные потребности. И наоборот! Для преодоления отсталости, укрепления обороны, подъема благосостояния народа необходимо было форсированное, опережающее производство средств производства – тяжелой индустрии. Экономика приобретала вынужденно деформированный характер, так как приходилось отдавать приоритет тяжелой индустрии в сравнении с легкой промышленностью, сельским хозяйством. Отсюда и вытекает основное противоречие раннего социализма: противоречие между общественными потребностями, интересами и личными потребностями, между личными притязаниями и возможностями общества в их удовлетворении.

Из основного вытекает множество производных противоречий. Стремясь к более высокому обеспечению личных потребностей, многие изыскивали способы сделать это за счет общественных интересов. Отсюда вытекали противоречия между начальниками, представлявшими общественные интересы и подчиненными, в среде самого начальства, в борьбе за более высокую должность, недобросовестное отношение к труду, различного рода жульничество, теневая экономика, стяжательство, карьеризм, бюрократизм, преступность, рост социального неравенства. Стремление к защите общественных потребностей порождало революционную, коммунистическую тенденцию развития советского общества. Стремление поставить на первый план личные интересы, противопоставив их общественным было источником противоположной тенденции – индивидуализма, порождавшего оппортунизм, желание реставрации капитализма.

Борьба этих противоположных тенденций стала зародышем новой формы социальной борьбы.

Советское общество было общество трудящихся, эксплуататорские классы исчезли. Однако Горбачев, А.Яковлев, Кравчук и прочие могильщики СССР были детьми трудящихся. Откуда же могли взяться враги народа, почему рухнуло социально-политическое и идейное единство советского народа? Сусловисты не учитывали, что помимо классовых различий, определяемых различным отношением к собственности, положением в обществе, существуют различия социально-психологических типов людей, отличающихся по их отношению к себе, к другим людям, к общественным интересам, по целям в жизни. Особенности психологического склада индивида во многом определяют, какую позицию он займет в общественной жизни. Можно выделить следующие типы: альтруисты, эгоцентристы, умеренные эгоисты, граждане, мещане. Альтруисты – люди, обладающие чувством сострадания, коллективизма, воспринимающие общественные интересы как личные являлись выразителями революционной, коммунистической тенденции развития советского общества. Их противоположность - эгоцентристы – люди, для которых личная выгода превыше всего, стяжатели, себялюбцы. Часть эгоцентристов уходили в теневую экономику, наживая спекуляциями, хищениями капиталы. Другая часть – наиболее образованная, надев маску активиста, общественника, прорывалась в ряды партии, в руководящие кадры экономики, науки, культуры. Именно эгоцентристы были носителями бациллы, вируса реставрации капитализма, так как социализм ограничивал их хищнические наклонности. Они и были выразителями оппортунистической, реставраторской тенденции.

80% - подавляющее большинство населения относятся к умеренным эгоистам. Эгоизм выражает инстинкт самосохранения, отражает физиологические потребности организма. Однако, работая в трудовых коллективах, большинство людей с эгоистическим складом понимали, что нужно считаться и с общественными интересами. Пока сохранялся баланс общественных и личных интересов, умеренные эгоисты поддерживали КПСС, советскую власть, следовали за альтруистами. Однако, когда этот баланс был нарушен, их значительная часть шатнулась на сторону эгоцентристов, перейдя в лагерь контрреволюции. Альтруисты и часть умеренных эгоистов были гражданами – патрио- тами своей Родины, жили интересами всего СССР. Большая часть умеренных эгоистов были аполитичными обывателями, чей мир ограничен интересами семьи, потребления. Эгоцентристы, будучи обывателями в душе, умело это скрывали, надевая маску гражданина, активного общественника.

Почему же к концу 70-х-началу 80-х гг. социальная революция угасает и созревают предпосылки контрреволюционного переворота? Совместился ряд факторов. Прежде всего – смена поколений. Героическое старшее поколение наших дедов и отцов обладало высоким классовым самосознанием, революционным духом, его возглавляли альтруисты – истинные коммунисты. Наши деды были полны непримиримой ненависти к эксплуататорам, так как на собственном опыте или по рассказам родителей знали, что представляла собой царская Россия. Передовая часть младшего поколения, альтруисты по складу, восприняли революционные, боевые и трудовые традиции старших поколений. Однако большая часть детей, внуков, правнуков, вступавших в жизнь в 60-7-е годы, были настроены по- иному. Образ эксплуататора, капиталиста для них стал абстрактным, так как они не испытали эксплуатации, неравенства на собственном опыте. Классовое самосознание улетучилось, испарилось. Наступило перерождение части советского народа. Что этому способствовало? Толчок дала кампания антисталинизма, начавшаяся после ХХ съезда КПСС и провал утопических обещаний построения коммунизма к 1980г. вызвали массовое разочарование и скептицизм к коммунистической идеологии. Рабочий класс, утратив классовое самосознание, деклассировался. Советское государство перестало быть органом диктатуры рабочего класса, бюрократизировалось, управляясь чиновниками, без активного участия самих трудящихся. Большинство утратило революционный дух старших поколений, обывательская масса была охвачена духом потребительства, вещизма.

В конце 50-начале 70-х произошел настоящий переворот в условиях жизни советского народа. Развернулось широкое жилищное строительство, люди стали иначе одеваться, лучше питаться, страна перешла к всеобщему среднему образованию. Но к концу 70-х - в начале 80-х рост благосостояния замедлился, что вызвало недовольство широких масс. Сказалось замедление темпов экономического роста, вызванное возникшими противоречиями между разросшимся производственным механизмом и не соответствовавшими ему устаревшими методами управления. Возникла необходимость ускорения внедрения достижений научно-технической революции. Строительство развитого социализма требовало преодоления устаревших методов административно-командной системы, привлечения трудящихся к активному участию в управлении производством и страной. Решить назревшие проблемы можно было лишь перейдя от эволюционных методов к решительным, революционным, мобилизовав массы на штурм для преодоления всех трудностей. Однако КПСС была не способна решить эту задачу. Причина в самой КПСС!

В чем причины и проявления перерождения КПСС?

Перерождение значительной части населения СССР, утратившего революционный дух, сказалось и на составе руководящей партии. В годы Великой Отечественной войны погибла самая передовая, активная часть советского народа. После войны, со всех сторон в КПСС проникали эгоцентристы в душе и обыватели, которым партбилет был нужен для престижа. Истинные коммунисты оказались в меньшинстве. Сформировалась номенклатура–аппарат освобожденных партработников, занятых организаторской работой. В кадры подбирали людей с организаторскими способностями, наиболее волевых, целеустремленных, активных. И эгоцентристы оказались в первых рядах! Внутрипартийная демократии носила формальный характер. Избирали того, на кого укажут свыше. Поэтому прожженные карьеристы типа Горбачева, Ельцина, Кравчука, Шеварднадзе, Бакатина и т.п. могли пробиваться наверх, с помощью покровительства более высоких чинов.

После ухода из жизни И.В.Сталина, в КПСС шаг за шагом наступает ревизионистское, оппортунистическое перерождение, сусловизм приходит на смену марксизму-ленинизму. С чем это связано? Социальная революция вызвала перенапряжение сил народа. Зарождалось желание передохнуть, найти примирение с империализмом, более легкие пути к росту благосостояния. «Лишь бы не было войны!» - таково было общее настроение. Вот откуда надежды на возможность торжества принципа мирного сосуществования с империализмом, мирного перехода от капитализма к социализму без революции, через парламент. Отсюда и источник сусловизма выдававшего желаемое за действительное, сочинявшего утопии в атмосфере восторжествовавшего комчванства.

Эгоцентристы, поднимавшиеся по карьерной лестности до самого верха, в силу своей стяжательской натуры стремились к расширению привилегий, отрываясь от рядовых масс уровнем своего обеспечения. Они были источником бюрократизма, формализма, двоедушия. Кварталы престижных домов для номенклатуры и прочих начальников, санатории, спецснабжение, спецмашины – все это вызывало раздражение и ненависть. Углубляется социальное расслоение, отличия в уровне жизни верхов и низов. Происходит отрыв партии от масс. Рабочие перестают видеть в КПСС, которая перерождалась в корпорацию чиновников, свою партию. Престарелые генсеки, умиравшие один за другим, уже вызывали не уважение, а насмешки.

На основе перерождения части советского народа и КПСС складываются и предпосылки созревания контрреволюционного переворота.

1.Внешний фактор: рост агрессивности мирового империализма, развернувшего наступление по всем фронтам холодной войны, вынудив СССР пойти на рост оборонных расходов, сократив поступления в бюджет, что сказалось на уровне жизни советского народа.

2.Рост недовольства обывательских масс уровнем своей жизни. Перестав ценить блага, предоставленные социализмом, обыватели-мещане стали преклоняться перед всем иностранным, сравнивали, не то, «как было раньше и стало теперь», а как « у нас и у них» - в богатейших странах капитала. Подрыв авторитета КПСС в массах вызвал отчуждение народных масс от КПСС и советского государства. Бацилла реставрации стала распространяться прежде всего в рядах интеллигенции, недовольной уровнем оплаты своего труда.- Все это вызвало обострение основного противоречия социализма.

3. Среди эгоцентрично настроенной части партноменклатуры зреет заговор возглавленный Горбачевым, занявшим пост генсека ЦК КПСС, направленный на примирение с миром Капитала, на отход от социалистических принципов.

Переворот, осуществленный под видом Перестройки» прошел два этапа. На первом этапе, прикрываясь для маскировки лозунгами «Больше демократии, больше социализма», Горбачев проводит подрыв основ СССР. Под предлогом «Гласности», «Экономической реформы», «Политической реформы» КПСС фактически отстранялась от власти, развернута была оголтелая антикоммунистическая кампания, дана полная свобода контрреволюционным силам, создававшим буржуазные партии, была подорвана плановая экономика, закладывались основы формирования частной собственности. «Перестройка» привела к острейшему социально политическому и идейному кризису, создала в стране контрреволюционную ситуацию, положили начало распаду СССР. Подорвав экономику, опустошив прилавки магазинов, «реформы» вызвали отчаяние и ярость масс, которые были направлены против КПСС, поскольку исходили от лица руководства партии и правительства. Горбачев проводит одностороннюю капитуляцию перед мировым империализмом, выдав на расправу союзников и друзей СССР. Во всех союзных республиках при попустительстве горбачевцев формируются буржуазно-националистические силы, рвущиеся к власти. Горбачева сменил в ходе переворота Ельцин, который сбросил маску «совершенствования социализма» и был поддержан антикоммунистически настроенными эгоцентристами, лавочниками и одураченными, взбешенными резким ухудшением жизни обывательскими массами. Поражение ГКЧП в результате возглавленного Ельциным путча в августе 1991г. привело к распаду СССР, закрепленному Беловежскими соглашениями. В октябре 1993г. буржуазный переворот завершился с расстрелом и разгоном Верховного Совета России и утверждением вслед за этим буржуазной Конституции.

Социалистическая революция, которая привела к созданию СССР, произошла в крайне отсталой стране, встретилась с огромными трудностями в деле преодоления сопротивления мирового империализма и деле строительства социализма. Революция оказалась незавершенной, будучи прерванной буржуазным переворотом.

Если на первом этапе социальной революции большинство народа поддержало истинных коммунистов – альтруистов, то на втором этапе, утратив классовое самосознание, масса превращается в обывателей, увлеченных потреблением. В среде населения СССР из деятелей теневой экономики, части интеллигентов, чиновников-коррупционеров складывается зачаток будущего класса капиталистов, «буржуев в себе», мечтавших получить свободу и стать классом «для себя». Переродившаяся в связи изменением качественного состава КПСС, перестала играть роль авангарда революции, став по существу корпорацией чиновников с партбилетом. Истинные коммунисты оказались в составе КПСС в меньшинстве и не смогли предотвратить победу контрреволюционного переворота. Носители бациллы реставрации капитализма в своем сознание эгоцентристы, проникшие во все сферы руководства обществом – и возглавившие КПСС, осуществляют переворот, поддержанный частью одураченных масс.

Реставрация капитализма на территории СССР является временной. Трудящиеся массы теперь испытывают на себе звериную сущность капитализма. Классовое самосознание возрождается и будет основой для распространения в массах коммунистических идей. Память об СССР продолжает жить и побуждает к борьбе. Массы должны заново учиться классовой борьбе. Придет час и Социальная революция созреет заново! СССР жил, СССР жив в памяти миллионов, СССР будет жить!

Феликс Горелик, преподаватель истории, ветеран

«Церковь - место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают небылицы тем, кто никогда туда не попадет»

Менкен Генри Луис

Научный подход на Google Play

Файлы

Острая стратегическая недостаточность

Психология народов и масс

Вычислительная машина и мозг

Человеческое познание его сферы и границы