Погром медицины, образования и культуры



3 апреля Счётная палата РФ опубликовала отчёт по результатам проверки проводимой «оптимизации» в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания. Несмотря на то, что Счётная палата является государственным ведомством и вряд ли будет очернять российскую действительность, результаты доклада шокируют. Уважаемые читатели, постарайтесь в приведённых ниже цифрах увидеть реальные человеческие проблемы, судьбы живых людей.

Прежде всего, из доклада ясно, что никакой действительной оптимизации властями и не задумывалось. Ведь какие-либо рекомендации по порядку проведения оптимизации правительством не разрабатывались, не проводились ни анализ деятельности существующих организаций социальной сферы, ни предварительное планирование изменений. Как отмечает отчёт:

«…комплекс проведённых мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности государственных и муниципальных организаций, в первую очередь проявляющихся ухудшением качества образования, ростом на 3,7% числа умерших в стационарах, увеличением на 2,6% внутрибольничной летальности больных, ухудшением качества жизни населения».

То есть речь шла о тупом сокращении расходов на социальную сферу, без учёта социальных нормативов и норм, утверждённых правительством.

Всего по итогам 2014 г. число педагогических, медицинских, социальных, научных работников и работников учреждений культуры сократилось с 6,18 млн. до 5,95 млн. человек. За это же время число потребителей услуг выросло на 152,7 тыс. Это значит, что в среднем каждому этих услуг достанется меньше.

В медицинской сфере под каток «оптимизации» попадают 952 организации. За 2014-2018 гг. предполагается ликвидировать 41 медицинскую организацию и реорганизовать в качестве филиалов (читай — ликвидировать, за исключением самых базовых функций) — 911 медицинских организаций. В 2014 г. уже 26 организаций ликвидировано, 330 — урезаны до состояния филиалов. По планам к концу 2018 г. по сравнению с 1 января 2014 г. число больниц сократится на 11,2%, поликлиник – на 7,2%.

И это массовое сокращение происходит в стране, где, как выясняется, 17,5 тыс. населённых пунктов вообще не имеют медицинской инфраструктуры, из них более 11 тыс. находятся на расстоянии свыше 20 км от ближайшего врача. Причём 35% населённых пунктов даже не охвачены общественным транспортом. Мы уже писали о предложении чиновников россиянам в провинции переходить на гужевой транспорт. Как бы и вправду мы в XXI веке не увидели, что больных ко врачу везут за 30 вёрст на телеге.

Но и там, где медучреждения есть, об их избытке говорить не приходится. Сроки ожидания медицинской помощи часто превышают необходимые в 2 и более раз. Например, в Пензенской области может понадобиться более 20 дней, чтобы дождаться приёма кардиолога, невролога, офтальмолога, эндокринолога, гастроэнтеролога, ревматолога или онколога. Нередко ожидание по записи на УЗИ превышает 1,5 месяца. Представьте себе, какие проблемы со здоровьем можно себе нажить, не дождавшись своевременного обследования.

Активно сокращают коечный фонд — за 2014 г. сокращено уже почти 34 тыс. коек. Урезают и численность медработников — за год на 90 тыс. человек. То есть уволен каждый тридцатый. При этом работников не то чтобы избыток — сохраняется высокий уровень совместительства – около 140%. Выходит, в среднем медики выполняют почти в полтора раза больше работы, чем положено по нормативу. Разумеется, в ущерб как качеству оказания помощи, так и собственному здоровью. Шутка ли, когда вместо положенных 8 часов врач работает 12 часов и более! И когда говорят о росте уровня средней заработной платы медицинских работников, над понимать, что он вызван не фактическим увеличением размера оплаты их труда, а ростом нагрузки на одного работника.

В результате «оптимизация» привела к уменьшению числа пролеченных сельских жителей на 32 тыс. человек. В ряде регионов приходится госпитализировать больных с тяжёлыми заболеваниями (например, инсультом) в обычное терапевтическое отделение. Это приводит к росту внутрибольничной летальности — такой рост отмечен в 61 регионе. При этом в 49 регионах рост числа умерших происходит на фоне снижения числа госпитализированных больных.

Почему снижается число госпитализированных больных и растёт число умерших на дому? Задавленные всевозможными нормативами работники скорой зачастую вынуждены отказывать в помощи нуждающимся. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. значительно увеличилось число вызовов скорой медицинской помощи, когда помощь не была оказана – с 2,1 млн. до 2,25 млн. вызовов, и числа отказов в вызове скорой – с 1,16 млн. до 1,43 млн. вызовов.

Планировалось, что оптимизация приведёт к снижению смертности до 12,8 на 1000 населения по итогам 2014 г. На деле же смертность составила 13,1 на 1000 населения. За год рост смертности населения составил 2,2%.

В целом в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения в 2014 г. умерло на 17,9 тыс. больных больше, чем в 2013 г. (на 2,6%). Кроме того, по ряду регионов отмечен рост числа умерших на дому. Суммарно в этих регионах рост числа пациентов, умерших на дому, в 2014 г. составил не менее 12,7 тыс. человек.

То есть погром медицины в 2014 г. обошёлся нашему народу по меньшей мере в 30 тыс. жизней! И это не считая тех, кто несмотря на недостаточное оказание медицинской помощи не умер, а «всего лишь» стал инвалидом или хронически больным.

По данным ООН за год война на Донбассе стоила жизни примерно 6100 людям. Подавляющее большинство россиян возмущено преступной политикой украинских властей, ведущих эту войну. Но при этом российский олигархический режим ведёт политику, уничтожившую 30 тыс. человек, а россияне,за редким исключением, молчат.

Зато истинные цели реформирования медицины достигаются очень эффективно — в 2014 г. рост объёма платных медицинских услуг составил 24,2% по сравнению с 2013 г. Чей-то бизнес благоденствует благодаря страданиям всех тех, кто был лишён государством права на качественную и бесплатную медицинскую помощь…

Аналогичная ситуация и с образованием, только на выходе у реформы этой сферы не трупы, а невежество.

Всего в 2014 г. было ликвидировано 592 образовательные организации и реорганизовано 2030. До 2018 г. планируется ликвидировать или реорганизовать ещё 3639 образовательных организаций, в результате чего их численность по сравнению с 2013 г. сократится на 6%.

Возьмём общеобразовательные школы. За год их было закрыто 395 и реорганизовано 610. Ликвидация ещё 870 запланирована до 2018 г. Наверное, слишком много их у нас? Да нет, согласно прогнозу Росстата, к 2020 г. в школах потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. И уже сегодня почти 6 тыс. населённых пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют школ. А из 940 населённых пунктов добираться до ближайшей школы приходится более 25 км. Про ситуацию с общественным транспортом повторяться не будем.

Ещё хуже ситуация с детскими садами. 9,5 тыс. населённых пунктов с численностью населения от 300 чел. до 1,5 тыс. человек не имеют детских садов вовсе. 877 из них находятся на расстоянии свыше 25 км до ближайшего детского сада. Доходит до того, что в Астраханской области 89% населённых пунктов не имеют детских садов.

Зато власти всячески стимулируют развитие частных детских садов: освобождают их от НДС, предоставляют субсидии и т.п. Планируется к 2018 г. довести долю частных детсадов до 15%. В общем, делается всё, чтобы направить денежные средства (как государственные, так и принадлежащие родителям) в частные руки.

Сокращается и численность педагогов — за 2014 г. их стало меньше на 18,8 тыс. человек. А поскольку потребность в педагогах никак «оптимизироваться» не хочет, учителям приходится практиковать различные формы совместительства. В некоторых регионах по совместительству работает каждый третий учитель. Педагоги вместо положенных 720 часов в год работают на 1,5-2 ставки 1,5 тыс. часов и более.

Не удивительно и то, что по данным Счётной палаты в результате проведённых мероприятий эффективность деятельности образовательных организаций не повысилась. Удивительно другое — в результате «оптимизации» в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли. Кое-где на четверть, а то и в полтора раза.

Впрочем, в других сферах кое-что всё-таки удалось сэкономить. Но те денежные средства, которые были сэкономлены и направлены на повышение зарплат работников социальной сферы, составили менее 1% фонда оплаты труда данных работников. Громкие обещания обеспечить им достойную оплату труда не выполняются.

Про то, что объявленный годом культуры 2014 г. стал годом закрытия культуры, мы уже писали. Эту тенденцию отмечает и Счётная палата. В течение 2014 г. учреждений культуры в России стало меньше на 2080 — на 7,3%. За 2015 г. планируется сократить ещё более 300 библиотек и более 450 культурно-досуговых учреждений. Таким образом, два года «оптимизации» приведут к сокращению учреждений культуры на 9,4%. И это при том, что из расчёта социальных нормативов в стране должно быть более 26 тыс. библиотек, а по итогам 2014 г. их число составило чуть более 5 тыс.

Разумеется, сокращают не только учреждения, но и работников культуры. За прошедший год сократили 81,5 тыс. человек — 12,2%.

Те же разрушительные последствия несёт «оптимизация» и организациям социального обслуживания населения. Уже ликвидировано либо реорганизовано 143 организации, до 2018 г. та же судьба предстоит ещё 260. 36 тыс. социальных работников уволено — 6,5% общей численности.

И это при том, что к началу реформ очередь ожидающих место в стационарное учреждение социального обслуживания насчитывала 16 тыс. человек. Из них 6,6 тыс. человек стояли в очереди более года. Но вместо того, чтобы решить эту проблему, увеличив число мест в стационарных учреждениях на 8–10%, власти эти места сокращают вместе с работниками. Зато оставшимся работникам придётся нести куда более тяжёлую ношу — ожидается, что за период 2013-2018 гг. трудовая нагрузка на одного социального работника возрастёт на треть.

Хорошо ли будут ухаживать за беспомощными людьми перегруженные соцработники? А это никого не волнует — «дорожная карта» Минтруда предполагает увеличение объёма платных услуг в этой сфере. Опять же, кому страдания, а кому выгодный бизнес.

Какой же вывод делает Счётная палата на основании собранных данных?

«Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворённости граждан».

Граждане, а как вы думаете, кто сможет остановить все эти «мероприятия»? Чиновники, накрепко повязанные коррупционными схемами и связями? Бизнес, для которого доступные и качественные социальные гарантии — помеха в получении прибыли? Прикормленные ими политические партии, десятилетиями изображающие «оппозицию»? Или всё-таки сами граждане, сами трудящиеся должны организоваться и отстоять свои права?

Думайте. А то скоро пройдёт «оптимизация» Счётной палаты и некому будет даже рассказать, что происходит в масштабах страны под треск речей о «вставании с колен».

Олег Таранов

«Закон не гарантирует обеда, хотя гарантирует обеденный перерыв»

Веслав Брудзиньский

Научный подход на Google Play

Файлы

Так называемое зло. К естественной истории агрессии

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!

Ответы верующим

Что такое жизнь?