Открытое письмо деятелей культуры

Практически по всем позициям я поддерживаю обращение выдающихся российских деятелей культуры и разделяю их крайнюю озабоченность состоянием образования в области искусства.

На мой взгляд, вопрос состоит не только в том, чтобы в области балета мы были впереди планеты всей, но и в том, что без образования в области искусства многостороннее развитие личности, которое ещё греки считали главной целью образования, просто недостижимо.

Итак, по пунктам. Первое. Я разделяю обеспокоенность принижением статуса школ искусств. В нашем альтернативном законопроекте об образовании школы искусств мы относим уже не к дополнительному образованию, а к начальному профессиональному образованию. Ребёнок, хорошо закончивший школу искусств, потом сможет применить свои знания в профессиональной работе. Например, учитель начальных классов, имеющий к тому же диплом или свидетельство об окончании музыкальной или художественной школы, может в своём классе вести уроки пения или рисования. Это хорошо. Я сам когда-то вёл детский кружок, имея свидетельство об окончании музыкальной школы. Те, кто не смогут освоить программу музыкальной или художественной школы в полном объёме, смогут получить дополнительное образование, которое сделает человека просто готовым к домашнему музицированию, к восприятию музыки, воспитанию собственных детей и т.д.

Второе. Безусловно, разделяю обеспокоенность статусом педагога в области искусства. Если в целом российские педагоги занимают третье место снизу по оплате труда, то в детских школах искусств зарплата ещё ниже. Она ниже официально установленного прожиточного минимума для взрослого человека, ибо менее 5700 рублей, что касается концертмейстеров, то это около 5 тысяч рублей, понятно, что прожить на такие деньги невозможно. Это разрушает систему художественного образования в России.

Третье. Разделяю озабоченность новым большим законопроектом, который устраняет академии как особый вид высших учебных заведений, и, соответственно, может понизить статус, например ГИТИСа бывшего, а ныне Российской академии театрального искусства до какого-то колледжа, это недопустимо.

Повторяю, разделяю обеспокоенность, готов подписаться под этим письмом и надеюсь, что обращение столь известных людей в искусстве будет услышано в правительстве Российской Федерации.

Президенту РФ Д.А. Медведеву
Премьер-министру РФ В.В. Путину
В Министерство культуры РФ
В Генеральную прокуратуру РФ
В Следственный комитет РФ
В Общественную палату РФ

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Учебные заведения творческой направленности на грани гибели. Причиной тому – вопиющая некомпетентность Министерства образования и науки РФ, которое предпринимает все, чтобы от лучшего в мире творческого образования ничего не осталось. Вот лишь некоторые факты.

Детские школы искусств по непонятным причинам отнесены к системе дополнительного образования и находятся в крайне беззащитном положении. Для их закрытия достаточно распоряжения главы муниципалитета. За последние годы в стране закрылись сотни творческих школ, и это – далеко не предел.

Музыкальные вузы ежегодно теряют десятки способных абитуриентов из-за необходимости принимать не по таланту, а по итогам Единого экзамена. Ректоры со страхом ждут окончательного внедрения Болонской системы, когда будущих танцоров, певцов, музыкантов разделят на бакалавров и магистров. Принципы этого деления в творческой сфере, видимо, неясны даже самому ведомству.

Каждую весну и осень приходит пора волноваться многочисленным музыкальным театрам страны. Артистов балета и музыкантов могут в любой момент забрать в армию, так как отсрочка для них отменена. Это чудовищное решение было принято в 2008 году. В Минобороны и Минобрнауки почему-то не поняли, что после годичной службы Родине вернуться на сцену танцовщик уже не сможет. Между тем на его обучение в течение 7 лет государство потратило сотни тысяч рублей!

Окончательно убьет учреждения творческого образования закон № 83-ФЗ «О бюджетных учреждениях», который лишит их финансирования. Государство уже сейчас объявило вузам и колледжам, что вскоре им придется почти на 100% оплачивать коммунальные услуги. Есть все основания полагать, что на этом чиновники не остановятся. Выходов два: либо учить за деньги, либо закрывать творческие школы, колледжи, вузы.

Мы требуем:

1. Вернуть все без исключения учреждения творческого образования (от детских школ искусств до высших учебных заведений) в полное подчинение Министерства культуры.

2. Категорически запретить Министерству образования и науки вмешиваться в учебный процесс.

3. Обеспечить творческим учебным заведениям достойное финансирование и отменить в их отношении губительные нормы закона № 83-ФЗ «О бюджетных учреждениях».

4. Навести порядок в оплате труда сотрудников учебных заведений творческой направленности.

Николай ПЕТРОВ, президент российской Академии искусств, профессор Московской консерватории, народный артист СССР;

Олег ТАБАКОВ, художественный руководитель и директор МХТ им. А.П. Чехова, народный артист СССР;

Владимир СПИВАКОВ, президент Московского международного Дома музыки, художественный руководитель Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», народный артист СССР;

Владислав КАЗЕНИН, председатель Союза композиторов России, замминистра культуры СССР в 1987–1990 гг., заслуженный деятель искусств РСФСР;

Андрей КОНЧАЛОВСКИЙ, кинорежиссер;

Дмитрий БЕРТМАН, художественный руководитель театра Геликон-опера, заведующий кафедрой музыкального театра РАТИ, народный артист России, профессор;

Андрей МАКСИМОВ, писатель, академик Российской академии телевидения, руководитель курса Московского института телевидения и радио "Останкино".

Если вы решили поставить свою подпись под обращением.

«Между прочим, религиозный студент может придти в замешательство, недоумевая зачем бог создаёт проблемы, снабжая хищников красивой адаптацией для ловли добычи, при этом другой рукой снабжая добычу красивой адаптацией, препятствующей этому. Видимо он наслаждается этим спортом как зритель»

Ричард Докинз

Файлы

Большое, малое и человеческий разум

Многообразие религиозного опыта

Советский коммунизм. Новая цивилизация?

Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции