Колдуны и волшебники
Заговорённые
Белые платочки до самых бровей. Свечи в дрожащих руках. Звон колокольчика. Хождение по кругу. В центре стоит ОНА! Руки воздеты. Груди, не вмещаясь в тесноту платья, колышутся в такт. На животе, торчащем арбузом, туго натянуло материю в пёстрых цветах. Пахнет сандалом, пылью, потом. Она поёт-говорит-заговаривает: «Ау-оу-ом! В траву зелену, в землю черну отлети, от чумы, оспы, заразы, пятен трупных, гангрены гнойной, сглаза охорони». Кружащиеся вокруг женщины взвывают в унисон: «Ауоуом», доходя до визга.
Эльвира всегда была немного странновата. Кошачьи глаза, оттянутые к вискам, хохоток не к месту, патологическое обжорство – могла смолотить в один присест столько, что и трём мужикам здоровенным не под силу. То, что происходило в небольшой комнатке, не походило ни на что, виденное раньше. Её светло-зелёные глаза источали холод. Это был яркий, не греющий бенгальский огонь. Короткая шея с вздувшимися жилами пунцовела с каждой секундой. Когда вой достиг верхнего регистра, когда показалось, у Эльвиры лопнет шея и оттуда брызнет кровь, наступила тишина. Женщины поснимали платочки, пообтёрли ими потные лица, потушили свечи и вынули из карманов аккуратно свёрнутые в квадратик деньги. Эльвира небрежно сунула плату в карман, на том сеанс и закончился.
Мародёры
Современное очумение общества, неистовая тяга к колдунам, вещунам, экстрасенсам – тяжкая болезнь социума. В какой-то степени это бегство от действительности, неустроенности, непереносимых психических нагрузок, связанных с бременем ответственности за завтрашний день и детским страхом перед жизнью. Кроме того, оказавшись в совершенно незнакомой политической системе, без гарантированного нищенского уровня существования, без «руководящей и направляющей воли» паства растерялась (естественно, имею в виду старшее поколение, те же, у кого процесс становления личности начался после перестройки, достойны иного анализа), словно солдат, который привык жить исключительно по приказу, уставу и распорядку, остался в части без офицеров и совершенно не знает, как себя занять. Вот колдун или колдунья, вещун или экстрасенс, он всё понимает, он скажет, что меня ждёт, как и зачем жить. Проще говоря, есть на кого переложить ответственность, за кого уцепиться. Избавившись от одной зависимости, попадаешь в другую. Есть немало людей, которые прячутся от самих себя, от суверенного права – права выбора. Они бегут к наркотикам, к бутылке, к кашпировским, или эльвирам. Не имеет значения, какое имя носят эти последние, суть всё равно одна. Чертовщина, свистопляска. Пустоту душ, в которых нет веры в настоящее, действительное, ждёт другая пустота – неистовое поклонение кумиру. Я бы назвала это ещё и «колдунозависимостью». Частенько на телеэкране одна из дамочек, имеющая свою клинику, взмахивая ухоженными руками (на пальцах многокаратные бриллианты, а в ушах сапфиры величиной с голубиное яйцо), объясняет доверчивым зрителям, что она и вылечит всех от всего, и будущее предскажет, и приворотное зелье даст, чтобы муж не бегал к другой. Но главное, постоянно твердит: «Когда уже и Бог не помогает, я решу все ваши проблемы». Каково?! Другая – поэтесса, художница, певица, а главное, экстрасенс, – как уховёртка пролезает всюду, не исключая и окружение Президента. А я, когда вижу эту мастерицу на все руки, с болью вспоминаю свою знакомую, которую целительница погубила в прямом, не переносном смысле. У моей знакомой предполагали рак, от отчаянья и ужаса она бросилась к мастерице, которая со свойственной подобным людям безаппеляционностью заявила, что рака нет, операцию ни в коем случае делать нельзя. И больная поверила. Ведь так хотелось верить! А потом уже было поздно. Как можно назвать таких псевдо-целителей? Мародёры. Сколько их, составивших себе огромные состояния на чужих бедах и горестях! Несть числа!
«Управитель, управляющий мною…»
Состояние нашей медицины находится на грани краха. В больницах нет лекарств, простыней, нет необходимых инструментов, за долги отключают электричество. Если так пойдёт и дальше, вымрут, как класс, сестры милосердия. Мизерные зарплаты, на которые невозможно прожить. Всё так. Но есть и другой аспект проблемы. Духовный кризис современного общества не мог не затронуть и медицину. Мы очень часто, слишком часто сталкиваемся с фантастическим равнодушием и цинизмом во врачебной среде. Это процветало и раньше, во времена бесплатной медицины. Спецполиклиники и спецбольницы ставили граждан в неравное положение, развращали пациентов и медперсонал. А нынче? Если вы не принадлежите к политической и бизнес элите, пользуетесь так называемой страховой медициной, вы вынуждены обращаться в поликлинику, где вам зачастую дадут понять, что вы лишние, вы надоели. Сотни примеров можно привести. Заболел ребёнок, или старик, вызываешь врача. Прибегает, на несвежий халат накинуто пальто. Рук не моет. Раздражённо кидает привычное: «На что жалуетесь?» Не дослушав, быстро тычет фонендоскопом, меряет давление, выписывает стереотипный, без учёта специфики больного, рецепт. И был таков. Но даже те, у кого есть деньги, кто может оплатить лечение и стационар, никак не застрахованы от врачебных ошибок, непрофессионализма и цинизма. Престиж профессии утерян был ещё тогда, когда в мединституты попадали по блату или по другим причинам, не имеющим отношения к мечте о будущем деле всей жизни. Вот и кидаются обезумевшие больные к целителям. Среди сонма авантюристов попадаются и действительные самородки. Так же, как и среди псевдо-врачей – настоящие, всамделишные доктора, на которых коллеги смотрят, как на чудаков. Встречала я таких в маленькой районной больничке неподалёку от Новгорода, в Москве и Питере. Недавно наткнулась на ещё одного чудака. Доктор Карпенко Владимир Васильевич. Называет свою работу занятием натурмедициной, а на самом деле умеет всё. Видела я больных, которые не приходили, а приползали к нему. Наблюдала и удивительные результаты.
Более 1000 лет тому назад великий Ибн-Сина-Авиценна писал в своих «Канонах»: «Управитель, управляющий мною, учит меня, а я лечу людей». Талант даётся нам от матушки-природы, как им распорядиться – это уже личный выбор человека. Можно бросить в топку мелочных страстишек, а можно отдаться делу, любить его до самозабвения, плевать на насмешки, несправедливости и тупость окружающих. Ни одного движения Карпенко не делает просто так, случайно. Ходит плавно, говорит мягко и мало, слушает больного и (вот удивительно-то!) слышит его! Не бубнит заговоры, как Эльвира, не звенит колокольцами иль цепями – этой жалкой атрибутикой «работников» магии, – а врачует. И главное, не обманывает, не дурит людей, не доказывает, что он сильнее и мудрее Бога. Как писал Авиценна в тех же «Канонах»: «От праха чёрного и до небесных тел я тайны разглядел мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, лишь узел смерти я распутать не сумел».
Мне могут попенять, что пишу о том, что уже сто раз обсуждалось в прессе, мол, нынче колдуны и маги не в моде. Ничего подобного, всё это актуально сейчас не менее, а даже более чем лет 6 – 7 назад. Нынешнее состояние умов тревожит, в обществе нарастают тенденции изменения индивида, не желающего (или боящегося) своей индивидуальности. Мечты о «твёрдой руке», о порядке, который наведёт кто-то, не ты сам, о переложении ответственности за собственные поступки на строгого, но справедливого и всезнающего колдуна, или руководителя, или президента, – всё это звенья одной цепи. Они могут привести к тому, что вместо граждан мы превратимся в стадо, которому необходим пастух. И вместо общества мы станем толпой. С толпой же можно сделать абсолютно всё, толпа подвержена любому влиянию, гипнозу. Гипноз облегчит страдание и одновременно удовлетворит дремлющую веру в чудо. А жизнь – это трудный, порой мучительный поиск пути. Зачем мучиться? Пусть меня ведут, я пойду, куда позовут. Кто позовёт? Да хоть кто – экстрасенс, лидер, ловец душ человеческих, крысолов со своей обманной дудочкой. И прямо к краю пропасти. Бездна безмыслия, безволия манит, завораживает. Чтобы не свалиться в неё, надо учиться быть личностью, самостоятельной, отвечающей за каждый свой шаг перед самим собой, личностью, которая никогда не уповает на то, что придёт он, она, они и решат твои проблемы. Никто и никогда… Только сам человек. Это не дидактика, это – правда.
Наталия Небылицкая
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ март 2012 № 1 (62)
2012.09.15 13:01:47
Читайте также:
Зачем нужна фундаментальная наука и почему ей нет места в нашем государстве?
На перекрестке хромосом: определена структура ключевой молекулы клеточного деления
США пересматривают стратегию на случай ядерной угрозы
Суперкомпьютер Watson компании IBM пробует себя в роли участника дебатов
В нелинейных кристаллах впервые получены триплеты фотонов
Границы зоны обитаемости могут существенно отличаться от общепринятых