Проблема изменения биологического облика человека в работах К. Э. Циолковского
Тема модификации человека, ее необходимости неоднократно возникает в работах К. Э. Циолковского. Например, в таких работах, как «Естественные основания нравственности», «Научная этика», др. Им поднимались вопросы контроля над эмоциональной компонентой, который рассматривается как элемент развития человека. Та же тема звучит в работе «Чувствительность вселенной. Ощущение, жизнь, смерть». Рассматривается Циолковским и позитивная евгеника.
Циолковский убежден, что перемены в человеке обязательно должны произойти («Монизм Вселенной»). Это будет проходить двумя путями:
а) улучшение человека посредством смены среды обитания: переход в космос, где, например, гравитация будет действовать почти неощутимо, что позволит достичь больших размеров мозга.
б) улучшение по принципу позитивной евгеники: «породы людей будут искусственным подбором улучшаться и достигнут невообразимой умственной и нравственной красоты» («Научная этика»).
Надо сказать, что трансгуманизм имеет в своем арсенале идею парадайз-инжиниринга, развитие которого подразумевает (и базируется на нем) модификацию человека. Практически то же возвещает Циолковский: «Этика космоса, т.е. ее сознательных существ, состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых или начинающих свое развитие животных» [1].
Но каким образом человек сможет избавиться от страданий хотя бы сам? Представляется, что для этого необходимо будет управление его эмоциональным аппаратом, а также его организмом, его мышлением. То есть, эта нравственная цель может быть достигнута единственно благодаря модификации человека. Уже сейчас для этих целей используются различные фармакологические средства, психологические и психотерапевтические методики, анестезия. Намечается дальнейшее развитие этих направлений, разрабатываются иные технологические подходы управления психикой человека.
Надо сказать, конечно, что изменение природы человека (разумного существа) предполагалось Циолковским осуществимым на поздних этапах развития какой-либо цивилизации. В то же время, некоторое число его прозрений воплощаются в жизнь уже сейчас. Так, в работе «Монизм вселенной» мы читаем: «Даже исчезнут из характера низшие животные инстинкты, даже унижавшие нас половые акты и те заменятся искусственным оплодотворением. Женщины будут родить, но без страданий, как родят низшие животные. Произведенные ими зародыши будут продолжать развитие в специальной установке, заменяющей утробу матери».
И что же? Уже существует и активно используется ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение), дорабатываются проекты искусственной матки и имеющиеся образцы инкубаторов для выращивания недоношенных детей и т.п. Очень распространена эпидуральная анестезия, приводящая к практически полному исчезновению страданий женщин во время родов.
Более интересен – с точки зрения развития космонавтики — вопрос о необходимости модификации человека для освоения космоса. Как известно, Циолковский считал, что, расселившись в космосе, человечество разделится на разные расы, и получатся «очень разнообразные породы совершенных: пригодные для жизни в различных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах...»[2]. При этом, Циолковскому виделся путь евгенического отбора.
Но уже сейчас разрабатываются технологии, которые в потенциале могут достичь той же степени модификации человека, но совершенно иными путями, во времена Циолковского непредставимыми. Прежде всего, это генная терапия, которая сейчас делает первые шаги в лечении генных заболеваний. Но потенциально эта технология может изменять геном уже имеющегося — даже взрослого — организма, а не только заменить гены в зародыше. То есть, уже развитием генной терапии евгеника «закрывается». Чрезвычайно интересна также теоретически возможная нанотехнологическая перестройка тела. Она может привести, например, к перестройке человеческого тела (усиление межклеточного матрикса) с тем, чтобы можно было выдерживать большие нагрузки, давление, силу тяжести. При изменении дизайна человеческого тела мы сможем удовлетворять и другие наши желания: дыхание в разных атмосферах, иные источники питания и пр.
В итоге будущего человека Циолковский видит так: «Впрочем, будет господствующий наиболее совершенный тип организма, живущего в эфире и питающегося непосредственно солнечной энергией (как растение)»[3], что, по сути, не отличается от концепции постчеловека, полностью перестроившего свое тело с помощью нанотехнологий [4].
Литература
• Циолковский К.Э. Научная этика//Гений среди людей. — М.: Мысль, 2002. — 376 с.
• Циолковский К.Э. Монизм Вселенной//Русский космизм. — М.:Педагогика-Пресс, 1993. — 271с.
• Там же.
• Напр. Moravec H . Mind children : the future of robot and human intelligence. . — L.: Harvard University Press , 1988.
Тезисы доклада Валерии Прайд на XLIII Циоковских чтениях (Калуга - 2008)
2009.03.01 13:01:43