Убеждения эмпатичного гуманиста



Пол Куртц

То, что особенно занимает меня – это довольно уникальная черта гуманизма наших дней, воплощение его первого принципа: мы – citoyen du monde – то есть граждане мирового сообщества, члены рода человеческого независимо от пола, национальной, расовой или религиозной принадлежности, которые столь глубоко разделяли людей в прошлом.

Прежде всего, мы – планетарные существа, жители Земли и только потом мы американцы или русские, китайцы или африканцы, люди прошлого или сегодняшнего дня. Но мы не замкнуты в границах нашей планеты или солнечной системы, мы открываем галактическое пространство. Наша подлинная идентичность универсальна, мы не сводимся к определениям прошлых измов: христиане, евреи, мусульмане, неверующие или верующие… Скорее всего мы определяемся нашей человечностью, обладание которой предписывает нам разделять общий набор обязательств по отношению к планетарному сообществу, – именно ввиду того, что каждый из нас есть его неотъемлемая часть. Наша человечность (она человеческая и как таковая не мужская и не женская) и есть то, что составляет нашу сущностную характеристику. Человечность заключает в себе возможность реализовать высокие потенциалы, которыми обладаем не только мы, но и все мужчины и женщины прошлого, настоящего и будущего.

Что примечательно в роде человеческом – это его самоопределение и самодетерминация. Наша сущность не ограничивается фиксированной человеческой природой, поэтому у нас есть возможность всякий раз определять себя заново. И мы делаем это вновь и вновь в каждый исторический период, используя наши знания и изобретения. У нас есть свобода входить в мир и изменять его. Лучше всего мы детерминируемся нашей креативностью, которая обретает новые измерения в каждом возрасте или культуре – египетской, восточной или европейской, североамериканской или южноамериканской… Она проявляется в любом виде нашей деятельности – в живописи или поэзии, архитектуре или строительстве, науке или философии, во всём том, что будет иметь место в той цивилизации будущего, которая рождается на наших глазах.

Ключом к пониманию того, кем мы является и каково наше будущее в качестве индивидов, сообществ и культуры, – это наша не фиксированность или не ведомость тайной рукой какого-то бога. То, что с нами будет, отчасти зависит от того, кем мы решили стать. Нам необходимо оставить иллюзии, но полагаться на достижения науки, разум и мудрость. Нам нужно обретать мужество и смело вступать в мир для создания новых институтов и цивилизаций. Они должны быть интеллектуальными, полными сострадания, понимания границ и возможностей достижения достойной жизни для себя и других людей. Вот почему мы должны освобождаться от ложные иллюзий прошлого. Мы должны признать, что «никакое божество не спасёт нас, мы должны спасти себя сами», как об этом говорится в «Гуманистическом манифесте II». Нам необходимо всегда помнить, что люди это не боги, что нам свойственно ошибаться и заблуждаться. Тем не менее, вдохновлённые высокими целями и готовностью к изменениям, мы можем, опираясь на нашу решимость и на достижения прошлого, построить в будущем лучший мир.

Условия человеческого существования зависят от того, удаётся ли нам определить – независимо от общества или времени, в котором мы живём, – что мы можем и чего не можем добиться, от понимания того, что будущее не предопределено, но отчасти зависит от того, насколько мы решительны и упорны в том, что мы делаем, от того, какой выбор мы делаем, каковы наши неудачи и успехи и какова наша готовность к изменениям в свете изменяющихся обстоятельств. Наше будущее как людей в значительной степени зависит от знаний, на которые мы можем опираться. Однако это зависит и от того, насколько прочными являются наша добрая воля и позитивность наших убеждений. Это означает, что вопреки трудностям и невзгодам, мы сохраняем убеждённость в способности созидать лучшую жизнь – для нас самих, для тех, кого мы любим и кем восхищаемся, для наших соседей и для всего многообразия сообществ, в которых мы живём.

В этом состоит вера реконструктивного светского гуманиста, по-прежнему верящего в способность человека жить значимой жизнью, которую можно разделять с другими. Иногда она бывает трудной, но это такая жизнь, которая имеет смысл и значение. Эта жизнь, которая может быть наградой.

(Перевод с английского В. А. Кувакина.)

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Октябрь 2011 № 4 (61)


Эмпатия (от англ. empathy – сочувствие, сопереживание) – умение и готовность поставить себя на место другого, эмоционально и интеллектуально в той или иной мере быть в его внутреннем мире. Эмпатия – это и когнитивная осведомлённость и понимание эмоций, чувств, переживаний, состояний и жизненных обстоятельств другого человека.

«Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями»

Константин Паустовский

Научный подход на Google Play

Файлы

Строение и эволюция Вселенной

Загадки электричества

Прошлое, настоящее, будущее человека

Краткая история времени