Антипсихиатрия от саентологов

Недавно в Перми прошла выставка "Психиатрия - индустрия смерти". Кричащее название и хорошо сделанное оформление привлекли к ней немалое внимание.

Сыграл свою роль и разразившийся скандал – законность выставки поставили под сомнение пермские психиатры, обратившиеся по этому поводу в прокуратуру. Что же хотели донести до посетителей организаторы выставки, правозащитники из Гражданского комитета по правам человека (ГКПЧ - международной организации с центром в Лос-Анджелесе)?

Выставка состояла из 14 видеофильмов, каждый продолжительность в 5-10 минут. В них принимают участие американские ученые, публицисты и общественные деятели. Их комментарии сопровождаются видеорядом, натуралистически показывающим методы работы психиатрии, ее историю и современность.

Перед посетителями представала мрачная картина злоупотреблений в сфере психиатрии, происходивших на протяжении веков и происходящих до сих пор. Многие методы «лечения», практиковавшиеся психиатрами, представляют из себя по сути пытки, ибо самое главное для психиатрии – сделать человека более контролируемым. Психиатры разных стран и эпох использовали свое положение в политических целях. В частности, в США они подводили «научную основу» под расизм. Так, еще в 1 половине 19 в. психиатрами было «изобретено» такое заболевание, как «драпетомания». «Страдали» им исключительно негры-рабы, и заключалась драпетомания в желании рабов сбежать от своих хозяев. Однако и после Гражданской войны в США психиатрия оставалась оплотом расизма, многие психиатры поддерживали тайную расистскую организацию Ку-клукс-клан.

Психиатрия с самого начала была связана с евгеникой – псевдонаукой, изучавшей возможности улучшения «человеческой породы». Поэтому психиатры оказались полезны фашистским режимам. Так, большинство видных немецких психиатров верно служили целям нацизма, а в Южной Африке психиатры обосновывали необходимость апартеида. Психиатрические больницы в этих странах представляли из себя по сути концентрационные лагеря для принудительного труда, а иногда – и для уничтожения неугодных.

Касается выставка и «карательной психиатрии» в СССР, заключавшейся в том, что 1960-80-хх гг. в психиатрические больницы заключались противники советского строя. И здесь авторы наиболее неубедительны. Во-первых, приводится нереальное число пострадавших от советской карательной психиатрии – 2 млн. человек. Это притом, что все т.н. «диссидентское движение в СССР» насчитывало от силы несколько тысяч человек. Во-вторых, очень бегло и невнятно сказано об идейных обоснованиях «карательной психиатрии», почему вообще она появилась в СССР именно в поздний, послесталинский период. Такое впечатление, что авторы хотели сказать, дескать, «это же коммунистический режим, он по своей сути должен истязать людей».

Все это использование психиатрии в античеловеческих целях, в разные эпохи и в разных странах, по мнению ГКПЧ, порождено тем, что психиатрия с самого начала заложила в свою основание порочную идею о том, что человек – это животное. Забыв о том, что человек, как утверждают авторы выставки, является существом с душой, данной ему богом. Поэтому методы «дрессировки», практикуемые психиатрией, применять к нему недопустимо.

Наиболее интересна та часть выставки, которая посвящена положению психиатрии в современных США. Приводится большое количество любопытных фактов о связи психиатров с фармацевтическими компаниями, об их корыстном стремлении поставить диагноз, придумать какую-нибудь психическую болезнь для практически любого человека, чтобы сделать его своим пациентом. Поэтому и появляются «заболевания» не менее смешные, чем вышеупомянутая «драпетомания» - например, «социальное беспокойство» или «расстройство арифметического счета». А раз есть диагноз – значит, нужны и лекарства. По утверждениям ГКПЧ, многие из лекарств, которые выписывают психиатры пациентам, являются наркотиками, вызывающими привыкание и зависимость, а также различные пагубные побочные эффекты. Однако несмотря на то, что это доказано, психиатры продолжают считать данные препараты лекарствами. Ведь их производство приносит огромные прибыли капиталистам, владеющим фармацевтическими компаниями. И долю в этих прибылях имеют психиатры. Особо отмечается, что местами насаждения псевдолекарств являются школы. Для американских детей психиатры также придумывают «заболевания» вроде «синдрома дефицита внимания». Значительная доля школьников США принимает выписанные «лекарства» от подобных «болезней», и результаты бывают непредсказуемыми. В частности, ГКПЧ установила, что большинство тех школьников, которые устраивали в своих школах стрельбу (это, как мы знаем, часто происходит в США), употребляли подобные препараты. Которые и привели к вспышкам немотивированной агрессии, закончившиеся гибелью людей.

Впрочем, ГКПЧ уличает психиатров чуть ли не во «всемирном заговоре». Приводятся высказывания психиатров, живших в разное время, о том, что «психиатрия должна влиять на политику», что ей должны быть подчинены все сферы общества. Причем особо подчеркивается, что психиатры намереваются очистить разум людей в том числе от «религиозных догматов и национального патриотизма». Приводятся примеры использования психиатрии в политических целях современными диктаторами и террористами. Так, утверждается, что сербские психиатры были вдохновителями этнических чисток хорватского и мусульманского населения в ходе гражданской войны в Югославии в 1990-е гг. Подчеркивается, что сам президент Республики Сербской Радован Караджич – по образованию психиатр. Исламские террористы из «Аль-Каеды», по мнению ГКПЧ, также используют психиатрию с целью контроля над сознанием своих последователей, формирования из них готовых на все смертников.

Последняя часть выставки – это по сути рекламный ролик самой ГКПЧ. Рассказывается, что она основана в 1969 г. в США Церковью Саентологии – известным религиозным течением, которое часто подвергается критике другими конфессиями как «тоталитарная секта». Ныне ГКЧП действует в 34 странах мира, ведя активную борьбы против нарушения прав человека в области психиатрии. Рассказывается и о победах, которые одержала организация. Благодаря устроенным ей кампаниям, акциям протеста, разоблачающим психиатрию, под суд попали ряд коррумпированных психиатров, некоторые психбольницы, отличавшиеся негуманным обращением с пациентами, были закрыты. Завершается фильм призывом к зрителям – «Присоединяйтесь к нашей борьбе!».

Таковы основные идеи выставки «Психиатрия – индустрия смерти». Как уже сказано, она вызвала немалый резонанс, множество как хвалебных, так и резко критических отзывов, вплоть до аппеляций к надзорным органам по поводу ее «клеветнического характера» и «незаконности».

В целом выставка направлена на пропаганду религиозной идеологии, «теории заговора», насаждает иррационализм (ведь именно «рациональность» науки ГКПЧ объявляет виновником злоупотреблений психиатрии). Абсолютно непонятно, а где же альтернатива существующему положению? Создается впечатление, что ГКПЧ, объявляя всю психиатрию «всемирной аферой», предлагает просто - напросто упразднить ее и закрыть все психиатрические больницы. Этакий луддизм XXI века.

Отдельно следует сказать и об антисоветском содержании выставки, спекуляции на теме «карательной психиатрии» в СССР. Надо признать, что здесь советское руководство своей политикой само дало в руки антикоммунистов этот козырь. Появление «карательной психиатрии» было тесно связано с тогдашними антимарксистскими идеологическими позициями КПСС. На XXII съезде партии в 1961 г. было объявлено, что классовой борьбы в Советском Союзе больше нет. Классовые антагонизмы преодолены, поэтому СССР – теперь не государство диктатуры пролетариата, а общенародное государство.

Как мы знаем, на самом деле это было не так. Хрущевские экономические реформы, а затем реформа Косыгина 1965 г., привели к подспудному нарастанию рыночных отношений, подрыву плановых, коммунистических начал в советской экономике. Постепенно появлялись и расширяли свое влияние силы, заинтересованные в реставрации капитализма (коррумпированная часть партийной номенклатуры, уголовный мир). Как следствие, появились и антисоветские организации различного толка, состоявшие в основном из представителей интеллигенции. Они проповедовали буржуазный либерализм, национализм, различные религиозные идеологии, часто – и левацкие идеи (троцкистские, анархистские). Это было проявлением сохраняющейся и даже нараставшей классовой борьбы в советском обществе. Однако почившие на лаврах «развитого социализма» руководители КПСС отрицали данный факт. Поэтому ими был придуман абсолютно неверный выход из создавшегося положения – антисоветские элементы объявлялись либо уголовниками («хулиганами»), либо психически ненормальными. Так и появилась советская карательная психиатрия, изобретавшая «заболевания» вроде «философской интоксикации» или «бреда реформаторства». Это стало фактором, дискредитирующим советскую систему в мире, чем антикоммунисты пользуются до сих пор. Следует учитывать, что под прицел «карательной психиатрии» могли попадать и настоящие коммунисты, выступавшие против антисталинизма, против хрущевско-брежневских изменений в экономике. Нам не известны такие примеры. Однако, это не значит, что их не было. Установить истину – дело будущих исследователей советского общества.

Несомненно, что среди антисоветчиков наверняка встречались люди психически не совсем здоровые. Однако стремление отрицать существование классовой борьбы при социализме, а значит, и идейных противников Советской власти – глубоко антимарксистский политический ход, требующий осуждения со стороны современных коммунистов.

Антисоветские источники вроде ГКПЧ, раздувая факты карательной психиатрии в СССР, естественно, преуменьшают масштабы карательной психиатрии в США. В частности, на описываемой выставке вся она свелась к расизму, к репрессиям против негритянского населения. Однако на деле в XX веке в США в психбольницы попадали и те, кто ставил под сомнения «американскую свободу» и «истинно американские ценности». Среди них – сторонники коммунистов, участники «новых левых» молодежных движений в США. Как пишет известный левый публицист Александр Тарасов (в прошлом – советский диссидент, испытавший карательную психиатрию на собственном опыте): «Первыми оказались американцы, широко применившие – в обстановке антикоммунистической истерии – «лечение» в психбольницах нейролептиками тех, кто опрометчиво выказывал сочувствие к коммунистическим идеям, но при этом ни в каких коммунистических организациях не состоял (кто состоял – тех сажали). Некоторые такие истории стали широко известны много позже – в 70-е годы, а о трагической судьбе голливудской кинозвезды Фрэнсис Фармер в США даже сняли в 1982 году художественный фильм с Джессикой Ланж в главной роли…

…в 60-е совершеннолетними считались лишь достигшие 21 года, бесправная молодежь 15–19 лет стала излюбленным «подопытным кроликом» для психиатров-садистов в тюрьмах и больницах, испытывавших на своих жертвах наркотики, электрошок, нейролептики, лоботомию, выжигание определенных участков мозга и прочие методы «модификации поведения». Число жертв потянуло на десятки тысяч (не меньше 20 тысяч, а возможно, что втрое больше). Все это стало известно из докладов специальных комиссий Конгресса США и Департамента юстиции, опубликованных в 1974 и 1975 годах.» (А.Тарасов «Психиатрия: контроль над сознанием или тем, что от него осталось». http://scepsis.ru/library/id_1714.html).

Кстати, Фрэнсис Фармер упоминается и на выставке ГКПЧ в числе жертв психиатрии. Однако о том, что одним из поводов для психиатров стали просоветские и прокоммунистические взгляды актрисы, господа саентологи умалчивают.

ГКПЧ – это одна из множества буржуазно-реформистских организаций, борющихся не с причиной, а со следствием уродств капиталистического общества, отличающаяся от других таких же движений религиозным уклоном и зацикленностью на проблеме психиатрии.

Однако несомненной заслугой выставки «Психиатрия – индустрия смерти» нужно назвать то, что очень хорошо показана сущность платной, коммерческой медицины, существующей в капиталистических странах, насаждаемой буржуазным режимом и в России. На примере психиатрии мы видим, что врач в рыночных условиях не заинтересован в излечении людей. Наоборот, ему выгодно, чтобы больных было как можно больше. Ведь со здорового (точнее, «официально здорового») человека невозможно получить деньги за лечение.

Поэтому неизбежным следствием «господства рынка» является то, что врачи пытаются доказать, что здоровый человек на самом деле «болен», а выздоровевший «все еще нуждается в лечении». Это происходит не только в психиатрии, но и во всей медицине в условиях капитализма. Просто психиатрия, которой свойственна доля субъективности, предоставляет наиболее благоприятные условия для этого. И последствия для людей серьезнее – мнимых больных часто отправляют в больницы принудительно.

Таким образом, коммерческая медицина по сути своей противоречит главной задаче врачей – сохранению здоровья людей. Именно этой (невольной для организаторов) жесткой критикой капитализма, его несовместимости с эффективной и качественной медициной , выставка ГКПЧ представляет ценность, несмотря на общую направленность и несомненные передергивания, имеющие место. Надо отметить, что и подробное описание поддержки фашизма со стороны многих «светил науки» заставляет задуматься о том, что научные степени не всегда могут быть мерилом добросовестности человека. Что особенно актуально, например, в связи с почти тотальным антикоммунизмом академической науки в современной России.

Капитализм – это ежедневное насилие, готовность сломать жизни и судьбы миллионов во имя прибыли. Даже ГКПЧ в своей пропаганде фактически признает это.

Источник

«Личность человека - это защита от отчаяния, попытка избежать безумия из-за истинной природы мира»

Эрнест Беккер

Файлы

Отменить старение

Язык тела: природа и культура

Популярная история – от электричества до телевидения

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!