Политика, ведущая к взрыву: о причинах взрыва на шахте Сома в Турции



Страшная трагедия потрясла 13 мая Турцию: на западе страны в провинции Маниса на угольной шахте Сома произошёл взрыв с последующим пожаром, жертвами которых по предварительным данным стали не менее 282 человек. Эта авария стала крупнейшей в истории страны, переняв эту сомнительную честь у взрыва в Зонгулаке в 1992 г., когда погибло 263 шахтёра.

Эти мрачные события произошли всего через несколько дней после годовщины другой аварии — в ночь на 9 мая исполнилось четыре года со дня взрыва на российской угольной шахте «Распадская», унёсшего жизни 91 человека.

Могут ли у сходных аварий быть сходные причины? И ведь не просто так сразу вслед за сообщением об аварии на шахте Сома в Турции вспыхнули жестоко подавляемые полицией массовые протесты, участники которых винят в ней «турецкого Путина» — премьер-министра Эрдогана? Случайно ли сходство обстоятельств аварий на шахте Сома и на «Распадской» или как-то связано со сходством авторитарных в политике и неолиберальных в экономике режимов России и Турции?

Начнём с того, что гибель горняков на шахте Сома хотя и исключительна по масштабам, но обычна для Турции. В период с 2001 по 2012 гг. в этой стране на шахтах погибли 1172 человека, то есть в среднем примерно 100 человек в год. А всего в 2013 г. по данным официальной статистики от несчастных случаев в той или иной степени пострадали 13000 работников из 91000 работающих в горнодобывающей отрасли.

Много это или мало? Не будем сравнивать Турцию с США, где благодаря завоеваниям рабочего движения владельцы раскошеливаются на обеспечение безопасных условий труда, что сводит значение смертности к минимуму. Сравним Турцию с Китаем, который является мировым лидером по ежегодному числу смертей на угольных шахтах. Выясняется, что Китай всё же обеспечивает гораздо большую безопасность для своих шахтёров: в пересчёте на тонну добытого угля количество смертей шахтёров в Китае почти в 6 раз меньше, чем в Турции. К счастью для России в ней смертность на тонну добытого угля в 11 раз меньше, чем в Турции, хотя показатели ухудшаются.



Не похоже, чтобы претендующая на членство в Евросоюзе Турция была беднее Китая. Тем не менее она так и не ратифицировала конвенцию Международной организации труда о безопасности и гигиене труда на шахтах за почти 19 лет её существования. Россия, к слову, всё-таки ратифицировала эту конвенцию в 2013 г.

Кстати о стремлении в ЕС: в Турции были приняты некоторые стандарты ЕС по охране труда, но они были просто формально переведены на турецкий язык без согласования с местными условиями и законами. В результате эти стандарты лишь создают путаницу и на практике не соблюдаются. Интересный момент для жителей Украины — страны с широко развитой угледобычей, последнее время рвущейся хотя бы к статусу ассоциации с ЕС — статусу Турции.

Но даже продуманные стандарты будут работать только тогда, когда их будут соблюдать. Однако эксперты указывают в качестве одной из причин несоблюдения на шахтах требований безопасности на недостаток уровня образования турецких шахтёров. Так что, дорогие неолиберальные реформаторы, в какой стране вы бы ни губили образование, на ваших руках скорее всего будет кровь.

Но, может быть, ситуация хотя бы понемногу улучшается? Не похоже — турецкие профсоюзы указывают на то, что условия труда на шахтах, приватизированных правительством в 2004 г., только ухудшились. Они обвиняют частные компании в том, что те не способны вкладывать достаточно средств в обеспечение безопасности рабочих, предпочитая этому повышение прибылей. По фотографиям спасённых шахтёров видно, что на им даже не выдали спецодежду! Знакомо, не правда ли? Материалы расследования аварии на «Распадской» также вопиют о действительной эффективности хвалёных «эффективных собственников».

Характерно, что владелец шахты Сома в 2012 г., давая интервью, похвалялся, что смог существенно снизить стоимость добычи угля, наняв подрядчиков вместо объединённых профсоюзом рабочих. Как видим, результаты внедрения заёмного труда не заставили себя ждать.

Ну ладно, частники гонятся за наживой, но ведь находящееся в сильных руках «национального лидера» правительство как-то заботится о гражданах? Видимо, неплохо заботится, но только не о гражданах-работниках, а о гражданах-владельцах. В октябре 2013 г. депутаты турецкого парламента от относительно прогрессивной оппозиционной Республиканской народной партии предлагали провести расследование смертельных несчастных случаев на злополучной шахте и устранить их причины. Однако две недели назад это предложение было отвергнуто правящей правоконсервативной Партией справедливости и прогресса — местным аналогом «Единой России».

Не менее показательно раскрывает отношение правящего консервативного режима Турции к жизням шахтёров заявление премьера Эрдогана по поводу взрыва, погубившего в 2010 г. 30 человек. Тогда он заявил, что гибель шахтёров — это «их профессиональная судьба». Такая вот, значит, судьба-злодейка, ничего не поделаешь: одних засовывает в шахту тяжким трудом создавать богатство, там же полагает им погибать, а других сажает в мягкие кресла и даёт им это богатство присваивать.



Так что турецкие трудящиеся всё правильно поняли, обвинив в попустительстве трагедии правящий режим и начав массовые протесты под лозунгом: «Убийство — это не несчастный случай!». Приехавшего засветиться на месте трагедии «национального лидера» протестующие местные жители даже загнали в ближайший супермаркет. Вспоминается то, как резко повысилась влажность штанов чиновников и силовиков, когда воинственно настроенные шахтёры «Распадской» требуя справедливости взялись перекрывать местную ж/д магистраль.

Как видим, обстоятельства аварий на шахтах в Турции сильно напоминают обстоятельства аналогичных событий в России. И причины их коренятся в консервативной политике и неолиберальной экономике, одинаково господствующих в России и Турции. Не сходны лишь уровни сознательности и организованности трудящихся этих стран: пока что в этом российские трудящиеся отстают от своих турецких товарищей.

В завершение приведём очень верные слова президента турецкого Профсоюза работников образования и науки Вели Демира, призвавшего гражданские организации и профсоюзы к однодневной забастовке 16 мая в знак протеста против политики, допустившей трагедию на шахте Сома. Он заявил: «Пока капитализм существует на Земле, не приходится рассчитывать на прекращение таких аварий».

О. Таранов

«Попытка понять Вселенную – одна из очень немногих вещей, которые чуть приподнимают человеческую жизнь над уровнем фарса и придают ей черты высокой трагедии»

Стивен Вайнберг

Файлы

Что такое жизнь?

Физика будущего

Физики продолжают шутить

Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня