Есть ли жизнь после смерти?

Есть ли жизнь после смерти?

Смерть - последний рубеж? Мы спросили ученых, философов и духовных лидеров о жизни после смерти.


Мишель Толлер: Эйнштейн думал, что начало Вселенной, Большой взрыв, создал все пространство и все время одновременно в большое целое. Итак, каждая точка в прошлом и каждая точка в будущем так же реальны, как и момент времени, в котором вы чувствуете себя прямо сейчас. Эйнштейн верил в это буквально. Один из его лучших друзей умер, и он написал письмо жене этого человека, рассказывая о том, что его друг все еще существует. Время - это пейзаж, и если бы у вас был правильный взгляд на вселенную, вы бы увидели все это перед собой. Все прошлое, настоящее и будущее в целом. И он сказал: "Ваш муж, мой друг, находится прямо за следующим холмом. Он все еще там. Мы не можем видеть его там, где мы сейчас, но мы находимся на этом ландшафте с ним, и он все еще существует так же, как и ваньше". Эйнштейн считал, что прямо сейчас вы были мертвы триллионы лет; что вы еще не родились; что все, что с вами случилось, если вы могли правильно взглянуть на Вселенную, вы могли бы увидеть всё и сразу.

Сэм Харрис: Смерть в некотором смысле неприемлема. Я имею в виду, что мы умираем только от одного удивительного факта, что мы здесь. Но я думаю, что хуже того, если мы проживем достаточно долго, мы потеряем всех, кого любим в этом мире. Я имею в виду, что люди умирают и исчезают, и мы остаемся с этой темной тайной. Просто незнание, что с ними случилось. И в эту пустоту врывается религия с очень утешительной историей, говоря, что с ними ничего не случилось; они в лучшем месте, и вы встретитесь с ними после смерти. Вы получите все, что захотите, после того, как умрете. Смерть - это иллюзия. Нет никаких сомнений в том, что, если вы можете в это поверить, это принесет вам эмоциональные дивиденды. Я имею в виду, что нет другой истории, которую можно рассказать кому-то, кто только что потерял дочь из-за рака, скажем, чтобы ей было хорошо. Приятно полагать, что дочь только что взята на небо Иисусом, и через несколько лет все они воссоединятся. Этому нет замены. Но и нет необходимости в замене. Я думаю, что мы должны просто засвидетельствовать цену этого. Я имею в виду, что у такого образа мышления есть много очевидных издержек. Во-первых, мы просто не учим людей горевать. Религия - это своего рода противоположность тому, чтобы учить ваших детей горевать. Вы говорите своему ребенку, что ваша бабушка на небесах и не о чем грустить. Это религия. Было бы лучше подготовить вашего ребенка к реальности этой жизни, то есть смерть - это факт, и мы не знаем, что происходит после смерти. И я не притворяюсь, что знаю, что после смерти вы услышите гудок поезда и свет в конце тонеля. Я не знаю, что происходит после смерти физического мозга. Я не знаю, каковы отношения между сознанием и физическим миром. Я не думаю, что кто-то знает. Я думаю, что есть много причин сомневаться в наивных представлениях о душе и в том, что после смерти можно просто перебраться в лучшее место. Но я просто не знаю о чем ... Я не знаю, что я думаю о смерти. И я не думаю, что это необходимо знать, чтобы жить как можно более разумно, этично и счастливо.

Майкл Шермер: Нет ничего больше, чем предложение бессмертия или загробной жизни, потому что вот в чем проблема. Мы все осознаем реальность смерти, потому что видим ее повсюду. До нас жили 100 миллиардов человек. Все ушли. Ни один из них не вернулся, по-моему, даже Иисус. И все же вы не можете представить себе, что значит быть мертвым. Потому что, если я спрошу вас: "Представьте себя мертвым, что вы увидите?" Большинство людей говорят: "Ну, я вижу себя там, на похоронах, и гроб, и мои близкие, надеюсь, скорбят, и там ..." Нет, вы бы этого не увидели, вы бы ничего не увидели, потому что, чтобы увидеть что-нибудь, вы должны быть в сознании. Чтобы постичь что-либо, вы должны быть живым существом, вы должны быть сознательными. А если ты мертв, у тебя этого нет. На самом деле смерть - это просто ничто. А сама идея загробной жизни довольно нова. Я имею в виду, что у древних евреев их представление о загробной жизни было ничем. Ты просто ничто. Ты просто ушел, вот и все. Некуда деваться с ангелами, цветами и всем остальным. Ничего особенного. Все это было добавлено веками позже. И, наверное, по социально-политическим причинам. Предложите крестьянам что-нибудь хорошее, чтобы они продолжали строить наши пирамиды или что-то еще. Итак, опять же, мы не можем представить себе, каково это быть мертвыми, и все же мы видим это повсюду вокруг нас, так что это создает нечто вроде парадокса, который мы должны разрешить в нашем сознании. Большинство людей решают эту проблему, думая: "Ну, на самом деле я не умру. Я просто не собираюсь этого делать. Я буду жить вечно. Или я собираюсь принять Иисуса или что-то еще, и я попаду в рай". Хорошо, но что, если ты ошибаешься? Это не пари Паскаля, когда вы можете сказать: "Мне нечего терять, но это всё, что можно получить", а какая религия и их версия загробной жизни правильные? Какую из них вы выберете? А в то время как христиане: "Мы правильные". Да, есть миллиард мусульман, которые с вами не согласны! Они не принимают Иисуса как Спасителя. Они не думают, что он был даже Мессией, Сыном Божьим. Хорошо, и что теперь? И они верят так же сильно, как и вы. Так что, если ваш Бог не тот? Ваша версия - неправильная теория, а у них правильная? Вы потратили всю свою жизнь на эту идею и оказались неправы. Почему бы не отбросить всю идею полностью и не оценить здесь и сейчас, потому что это всё, что у нас есть, что бы ни было в потустороннем мире.

Роберт Белл: Ну, если вы посмотрите на Библию, которая для многих людей в западном мире была своего рода руководством ... в Ветхом Завете, на самом деле нет никакого взгляда на загробную жизнь. Самое близкое, что вы можете найти, это слово для ямы, слово для "бездны", что в основном означает, что вы умираете, а вас здесь нет. Так что идея о том, что все дело в том, когда вы умираете, на самом деле всё не так, как многие думали об этом. И что фраза "вечная жизнь" была еврейским способом говорить о жизни в гармонии с божественным прямо сейчас в первом веке н.э. Итак, вечная жизнь - это не та жизнь, которая случается, когда вы умираете. Под вечной жизнью понималось определенное качество жизни, которое вы испытываете прямо сейчас, когда вы находитесь в правильных отношениях с Землей, с окружающей средой, друг с другом, с самим собой. Это считалось вечной жизнью.

Одна из вещей, которые мне показались наиболее интересными, это то, что Иисус использовал слово ад, но когда он использовал слово ад, он имел в виду реальное место в городе Иерусалим в первом веке. Слово, которое он использовал, было словом Геенна, а Геенна означает долину Еннома. А долина Еннома была южной долиной у южной стены города Иерусалима. Вот куда люди выбрасывают мусор. Так что Иисус практически единственный, кто его использовал. И когда он использовал это слово, он имел в виду реальное место, где горел этот мусор. По сути, он говорил, что вы, как человеческое существо, имеете возможность делать выбор, будете ли вы двигаться к другим с милосердием, состраданием и добротой, или вы будете двигаться к людям в условиях насилия и деградации. И когда вы делаете это, когда вы плохо обращаетесь с другими, когда вам безразличны их страдания, вы, по сути, создаете геенну на Земле. И вот вы создаете ад на Земле. Идея, которая вдохновила множество людей на религию, что где-то есть какое-то божественное существо, которое, если вы не говорите, не делаете, не молитесь или не верите в правильные вещи, отправит вас в ад. Жизнь достаточно трудна без веры в то, что самые глубокие, сильнейшие силы вселенной против вас и будут мучить вас вечно.

Билл Най: Все умрут. Я никогда не встречал никого, кто бы не умер. Я никогда не встречал никого определенного возраста, который еще не умер. Это отстой! А теперь вот доказательства того, почему я не верю в загробную жизнь. Было бы хорошо, если бы вы могли ... Если бы у меня были спортивные способности, которые у меня были, когда мне было, скажем, 23, с жизненным опытом и интеллектом, которые у меня есть сейчас, это было бы фантастически. А потом жить вечно? Я говорю, давай! Но у моей любимой бабушки, которая была блестящей, этого не случилось. Она исчезла, теряя при этом свои способности. У людей моего возраста много бабушек и дедушек и родителей, которые не так сообразительны, конечно, не так спортивны или физически способны, как в молодости. И поэтому наблюдение за тем, как мы умираем, является для меня неопровержимым доказательством того, что жизни после смерти нет. Конечно, нет - похоже, нет никаких причин думать, что после смерти вы вернетесь к своему оптимальному возрасту с оптимальными спортивными способностями и оптимальной интеллектуальной остротой. И если окажется, что это правда, тогда вы действительно умрете и обладаете всей этой интеллектуальной остротой и спортивными способностями, круто, принесите это мне! Это будет здорово, но что бы вы сделали по-другому? Что бы вы сделали по-другому, если бы точно знали, что станете бессмертным, когда каким-то образом умерли? Вы бы начали совершать преступления? Вы бы спрыгнули со скалы, чтобы поспешить к своему оптимальному состоянию бессмертия? Я так не думаю. Напротив, нами движет конечная продолжительность нашей жизни. Это то, что нас заставляет. И это то, что заставляет вас пытаться достичь чего-то или решить, иметь детей или не иметь детей, или решить, жить в другой стране, на другом континенте или нет, или решать, как инвестировать свои деньги или что вы собираетесь делать со своими ресурсами. Все это обусловлено ограниченной продолжительностью нашей жизни.

Более того, если эволюция на самом деле устроена так, как устроен мир - а с моей точки зрения так и есть, - одна из фундаментальных вещей в эволюции, которая вызывает такое беспокойство, - это сама идея выживания наиболее приспособленных. Это действительно употребление 19-го века, британское использование этого выражения: наиболее приспособленный. Это не значит, что вы можете заниматься тяжелой атлетикой или пробегать самые быстрые 1500 метров или что-то в этом роде. Это значит, что вы подходите наилучшим образом. И тревожным, тревожным последствием этого является то, что вам не обязательно быть идеальным или супер-человеком. Вы просто должны быть достаточно хорошими с эволюционной точки зрения. Вам просто нужно быть достаточно хорошим, чтобы передать свои гены. После этого эволюция, если бы это была сущность, на самом деле не заботилась о тебе, чувак. У вас были дети, ваши гены передаются, и вы умираете. Вы теряете свои способности, когда выдыхаетесь, и так оно и есть. Эволюция, некоторые болезни настигают вас. Выявляются определенные аутоиммунные проблемы, некоторые вирусы и бактерии, паразиты поражают вас. Природе все равно. Вы были достаточно хороши. И поэтому я призываю вас каждый день проживать свою жизнь как можно лучше. Что касается помещения моего мозга в электронный сосуд на все времена, это звучит великолепно, но я буду оценивать это в каждом конкретном случае. Вы хотите застрять в продукте Apple до конца своей жизни или вы хотите застрять в продукте Microsoft? Это сложный вызов. Уверен, по этой теме книги будут писать, посмотрим.

Мичио Каку: Цифровое и генетическое бессмертие - в пределах досягаемости. Уже в Кремниевой долине есть компании, которые за определенную плату оцифровывают все, что о вас известно: транзакции по кредитным картам, электронную почту, фотографии - все, что известно о вас, может быть оцифровано. И у нас есть что-то, называемое Проект Коннектом, которое будет отображать пути всего человеческого мозга, все ваши воспоминания, все ваши причуды, личность, все оцифровано, и мы поместим это на диск, или мы положим это  в библиотеку. Сегодня вы идете в библиотеку и берете книгу об Уинстоне Черчилле. В будущем вы пойдете в библиотеку и поговорите с Уинстоном Черчиллем, потому что все его речи, его манеры, его воспоминания, его письма были оцифрованы. Я хотел бы поговорить с Эйнштейном. Я хотел бы поговорить с ним, даже если это компьютерная программа, которая оцифровала все, что о нем известно: его работы, его сочинения, его речи, все остальное и голографическое изображение, чтобы я мог с ним поговорить. И однажды нас тоже могут оцифровать. Мы сможем поговорить с нашими пра-пра-правнуками. И они также смогут разговаривать со своими пра-пра-прпрадедами, потому что мы станем бессмертными.

Источник

«Если заглянуть в будущее, ты в любом случае будешь разочарован. Как мало ты сделал по сравнению с тем, чего ждал от жизни»

Чак Паланик

Научный подход на Google Play

Файлы

Манипуляция сознанием

Слепой часовщик

Анатомия разума

Внутренняя рыба