Цены сдержать можно. Если бы не ВТО
По данным Росстата, за прошедшую неделю индекс потребительских цен составил 100,1%, с начала месяца – 100,4%. А если взять за точку отсчета начало года, то – 103,6%.
С 15 по 21 марта заметно подорожали пшено (2,4%) и гречневая крупа (1,8%). Что касается говядины, пшеничного хлеба, муки и печенья, то рост не столь значительный – 0,4-0,7%. Если за 100% взять уровень цен 14 марта, то 21 марта стоимость пастеризованного молока составит – 100,2%, сливочного масла – 100,2%, проезда в городском муниципальном автобусе – 100,1%, белокачанной капусты – 101,0%. Не подорожало водоснабжение, электричество, проезд в трамвае и троллейбусе. Кое-что даже немного подешевело, например, сахар и картофель. Цена на топливо тоже несколько упала. Тем не менее, в целом индекс потребительских цен, если вести подсчет с начала года, составил 103,6%.
Напомним, что в феврале по отношению к январю этот показатель достиг 100,8%, а за два месяца – 103,2%. При этом цены в разных регионах нашей страны росли неравномерно. В 10 субъектах Федерации повышение составило 1,3% и более. Антирекорд здесь принадлежал Карелии – 1,9%.
Эксперты обращают внимание на то, что в последнее время властям приходится использовать так называемое «ручное» управление экономикой. Здесь можно вспомнить недавнюю рабочую встречу премьера Владимира Путина с министром энергетики Сергеем Шматко, на которой обсуждалась ситуация с ценами на топливо и электроэнергию. Путин обратил внимание на то, что в некоторых регионах цены на электричество выросли неравномерно и кое-где превысили 35%. Причем Путин дал установку, что надо стремиться к показателю в 15 процентов роста по большинству регионов.
Вряд ли у первых лиц государства есть возможность лично контролировать все аспекты экономики нашей страны, поэтому возникает вопрос – на основе каких механизмов, помимо «ручного» управления, можно добиться снижения темпов роста цен. На эту тему журналист КМ.RU Дионис Каптарь беседует с ведущим экспертом Центра политической конъюнктуры Дмитрием Абзаловым.
- Каковы особенности инфляции в марте?
- «Локомотивы» роста инфляции сходят на нет. Эффект роста цен на продукцию естественных монополий уже ушел. Кроме того, провели целый ряд решений, увеличивающих возможность импорта продовольствия. Для Белоруссии импортные барьеры фактически обнулились. Отмечу, что укрепление рубля привело к тому, что не так сильно росли цены на товары, номинированные в долларах и евро. Инфляционное давление в марте хотя и остается достаточно высоким, но оно снизилось. Тем не менее, высока вероятность того, что годовая инфляция превысит 7-8%.
- Показатель в 7-8% не выглядит большим. Какие у Вас основания считать, что инфляция не достигнет двузначной цифры?
- Инфляция носит волновой характер и сдерживается летней дефляцией. И в этой связи можно прогнозировать рост производства продовольствия летом, поскольку посевы увеличились. При благоприятной конъюнктуре и если не будет форс-мажорных обстоятельств, удастся стабилизировать цены на продукты питания. Думаю, что как раз летом станет известно, удастся ли удержать инфляцию ниже планки двузначных цифр.
- А если абстрагироваться от «ручных методов» управления экономикой, то какие способы обуздания инфляции вы бы предложили?
- Необходимо улучшить систему продовольственных интервенций на рынке. Требуется кредитовать сельскохозяйственных производителей. Разумеется, нужны меры снижения издержек, входящих в стоимость товара. Например, на энергоносители приходится более 30% себестоимости продовольственной продукции, а значит, надо вводить льготы на ГСМ.
- Субсидирование экономики путем введения льгот расходится с принципами ВТО, и если Россия войдет в эту организацию, то как реализовать это предложение?
- Даже если мы в этом году и войдем в ВТО, то ее требования не сразу вступают в силу, и что касается агропромышленного комплекса, то, по крайней мере, в этом году нам они не грозят. Но, конечно же, возможности поддержки экономики спустя некоторое время уменьшатся, и пространство для маневра у правительства сократится.
2011.04.04 13:01:51