Побег от зла
"Мастерское исследование борьбы человека за преодоление смерти через культуру и зло, которое из этого вытекает", - "Это бесценное и захватывающее исследование корней человеческого зла".
-The Sunday Oklahoman
Эта книга является дополнением к книге "Отрицание смерти". Она завершает начатую в ней задачу - синтез научного и трагического взглядов на человека. В книге "Отрицание смерти" я утверждал, что врожденный и всеобъемлющий страх человека перед смертью толкает его к попыткам преодолеть смерть с помощью культурно стандартизированных систем героев и символов. В этой книге я пытаюсь показать, что естественное и неизбежное стремление человека к отрицанию смертности и достижению героического самовосприятия является первопричиной человеческого зла.
Эта книга также завершает мое противостояние работам Отто Ранка и попытка расшифровать его значение для общей науки о человеке. В идеале, конечно, эти две книги должны читаться рядом, чтобы дать целостную и всеобъемлющую картину, но каждая книга самостоятельна и может быть прочитана без другой.
В своих предыдущих работах я попытался наметить, что может представлять собой синтез наук о человеке. Один из главных их недостатков, как я теперь понимаю, был связан с их фундаментальной организующей концепцией. Мне казалось, что достаточно использовать неизменный "принцип поддержания самооценки". Но, как мы увидим в пятой главе, он был слишком абстрактным, ему не хватало тела, универсального, энергетического содержания в виде конкретных, негибких мотивов. Эти мотивы я обнаружил в работе Ранка, в его настаивании на фундаментальной динамике страха жизни и смерти и стремлении человека преодолеть этот страх в культурно обусловленном героизме.
В моих прежних работах не было достаточного учета действительно порочного поведения человека. Это дилемма, в которой я оказался вместе со многими другими, кто пытался сохранить традицию Просвещения в науке о человеке: как отразить эмпирические данные о человеке, данные, показывающие, каким ужасающе разрушительным существом он был на протяжении всей своей истории, и при этом иметь науку, которая не была бы манипулятивной или циничной. Если человек так плох, как кажется, то либо мы должны поведенчески принудить его к хорошей жизни, либо отказаться от надежды на создание науки о человеке полностью. Так появились альтернативы. Очевидно, что это огромная проблема: показать, что человек действительно порождает зло в значительной части своих побуждений, и при этом выйти за пределы этого к возможностям разумного, обновляющего действия, некой третьей альтернативы за пределами бюрократической науки и отчаяния.
Удалось ли мне оставить открытой возможность для такой третьей альтернативы, глядя человеку прямо в лицо, - об этом скажут другие. В процессе написания этой книги я собрал в предисловии целую кучу листков с тем, что хотел бы сказать, о тех вопросах, по которым мое мнение в значительной степени изменилось, о тех, по которым мои взгляды остались прежними, и т.д. Но это было бы излишним; любому заинтересованному студенту не составит труда проследить - если у него будет к этому склонность, ошибки и блуждания, неизбежные следы личностного роста и отрезвления, характерных для так называемой научной карьеры. Скажу лишь, что если я и изменил свои взгляды на многие вещи, то эти изменения оставили нетронутыми, как мне кажется, основные предпосылки Просвещения, от которой, как мне кажется, нельзя отказаться и продолжать быть работающими учеными - а именно, ни в человеке, ни в природе нет ничего, что могло бы помешать нам взять под контроль нашу судьбу и сделать мир более разумным для наших детей.
Это, конечно, труднее и более рискованно, чем я думал раньше, но, возможно, это должно укрепить нашу преданность делу и по-настоящему нагрузить наше воображение. Многие из нас были ленивы или самодовольны, другие - слишком полны надежды и наивны. Реалистичность мира должна сделать нас лучшими учеными. Существует четкое различие между пессимизмом, который не исключает надежды, и цинизмом, который ее исключает. Поэтому я не вижу необходимости извиняться за относительную мрачность многих мыслей, содержащихся в этой книге; они кажутся мне сугубо эмпирическими. Поскольку я уже дюжину лет борюсь против признания темной стороны человеческой природы, эти мысли вряд ли могут быть простой рефлексией моего собственного темперамента, того, с чем я естественно чувствую себя комфортно. Не является она и простой функцией нашей неспокойной эпохи, поскольку она была собрана лучшими человеческими умами многих направлений и эпох, и поэтому я думаю, что можно сказать, что она объективно отражает универсальный взгляд на положение того существа, которое мы называем человеком.
Наконец, само собой разумеется, что это большой проект для одного человека. Я с болью осознаю, что, возможно, мне это не удастся, что я не сумею уместить его между двумя обложками и, возможно, я попытался изложить все слишком скупо, чтобы все уместилось. Как и в большинстве других своих работ, я вышел далеко за пределы своей компетенции и, вероятно, навсегда закрепил за собой репутацию вычурными жестами. Но время по-прежнему теснит меня и не дает покоя, и я не вижу способа избежать амбициозных синтетических попыток; либо мы в какой-то мере овладеваем накоплением мысли, либо мы продолжаем беспомощно барахтаться, голодать среди изобилия. Поэтому я играю в азартные игры с наукой и пишу, но игра кажется мне очень серьезной и необходимой.
Работа над книгой проводилась при поддержке Университета Саймона Фрейзера.
Содержание:
Предисловие Мари Беккер
Предисловие Эрнеста Беккера
Введение:
Состояние человека: между аппетитом и изобретательностью
Глава 1:
Первобытный мир: ритуал как практическая техника
Глава 2:
Первобытный мир: экономика как оправдание и власть
Глава 3:
Происхождение неравенства
Глава 4:
Эволюция неравенства
Глава 5:
Новые исторические формы власти бессмертия
Глава 6:
Деньги: новая универсальная идеология бессмертия
Глава 7:
Базовая динамика человеческого зла
Глава 8:
Природа социального зла
Глава 9:
Социальная теория: слияние Маркса и Фрейда
Глава 10:
Ретроспектива и заключение: что такое героическое общество?
Приближаясь к смерти, Эрнест Беккер просил, чтобы оригинал этой рукописи, его последней книги, оставался в секрете, в ящике стола и не публиковался. В ящике стола не осталось сил на дальнейший бартер с богами. Полагая, что эта работа станет красноречивым завершением его научной и литературной карьеры, мы с Робертом Уоллесом (с некоторыми первоначальными терзаниями по поводу риска непочтительности) твердо решили вопрос о публикации понимая, что, если бы оставалось время, сам автор сделал бы это для того, что он считал своим magnum opus. Некоторые материалы были исключены, поскольку они встречаются в других изданиях, но помимо редактирования и рутинной работы книга представляет собой труд Эрнеста.
Мари Беккер
321
2023.12.03 10:50:11