Язык тела: природа и культура



Эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека.

В данной книге впервые и наиболее полно в отечественной научной литературе дается обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека. Изложены самые современные теории эволюционной психологии и приведены материалы, полученные в последние годы отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором книги. В основу положены материалы курсов лекций по "Этологии человека" и "Теории и практике межкультурной коммуникации", читаемых автором для социальных антропологов, культурологов и лингвистов в Российском Государственном Гуманитарном Университете. Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов антропологов, культурологов, психологов, социологов, лингвистов и философов. Может служить руководством для всех, кто хочет получить адекватное представление о современном понимании роли природы и культуры в человеческом поведении.


Человек - единственный вид на Земле, обладающий развитой речью и рассудочной деятельностью, создавший не имеющую аналогов в животном мире материальную и духовную культуру и искусственную среду обитания. Но даже в современных условиях большого города он остается биологическим существом, млекопитающим, обладающим рядом общих, сходных с другими высшими приматами особенностями поведения и невербальной коммуникации.

Язык тела у человека играет едва ли не центральную роль в социальном общении и существенным образом определяет индивидуальный жизненный успех каждого индивида, идет ли речь о современном индустриальном обществе или о традиционных культурах охотников-собирателей, ранних земледельцев и скотоводов-кочевников. Язык тела, по крайней мере язык жестов, занимал умы ученых уже с эпохи Древнего Рима, подтверждением чему является труд Цицерона "Об ораторе". Профессиональное же и прицельное изучение разных аспектов языка тела в антропологии, этологии и психологии началось примерно с 60-х годов XX века (Д. Моррис, Дж. Фаст, Э. Холл и др.), и с тех пор изучение невербальной коммуникации человека ведется активными темпами и широко освещается в популярной литературе (И. Айбл-Айбесфельдт, И. Альтман, К. Андерсон, М. Аргайл, К. Граммер, Р. Данбар, П. Экман, К. Изард и др.). Теоретические знания оневербальном поведении широко применяются на практике в специальных программах по психотренингу, направленных на повышение самооценки и индивидуального успеха и в коллективных тренингах на рабочем месте, направленных на повышение эффективности труда (Пиз, 1992; Биркенбил, 1997; Пиз, Пиз, 2000).

Исследования этологов и специалистов по проблемам коммуникации, посвященные анализу невербального поведения политических деятелей, получили широкое освещение в США, Великобритании, Германии, Франции и послужили основой для прикладных разработок к области политической рекламы (Frey, 1998; Schubert, 1998).

В последние годы интерес к языку тела исключительно возрос в нашей стране, о чем свидетельствует большое количество переводных и отечественных изданий на эту тему (Пиз, 1992; Биркенбил, 1997; Крейдлин, Кронгауз, 1997; Степанов, 2001; Фаст, 1997; Холл, 1997; Крейдлин, 2002 и др.). Теоретическим и практическим аспектам невербальной коммуникации человека посвящены различные курсы лекций для студентов антропологов, культурологов, психологов, социологов, менеджеров, политологов. К таким курсам относятся "Теория и практика межкультурной коммуникации", "Этология человека", "Основы невербальной ком-
муникации", "Семиотика", "Этнопсихология", "Основы тендерной психологии", "Социальная психология" и многие другие.

Причины огромного интереса к исследованиям по невербальной коммуникации человека становятся понятными, если мы обратимся к данным антропологов и этологов, установивших, что информация, передаваемая словами, составляет лишь около 7% от общего объема информации, получаемой человеком, тогда как на долю невербальных сигналов приходится 93% (мимика, позы, жесты, касания, запахи составляют до 55%, а на долю голосовой паралингвистической составляющей приходится до 38%). В среднем человек говорит всего 10-11 минут в день, причем вербальный компонент составляет лишь 35% смысловой нагрузки, а невербальный гораздо больше - 65%.

Разумеется, конкретную информацию чаще передают словами, однако во всех культурах (мы остановимся на этом подробнее ниже) существует масса жестов, заменяющих слова. Помимо этого, жесты и мимика, сопровождающие речь, служат надежным источником сведений об отношении говорящего к теме сказанного, равно как и о реакции слушателя на полученную информацию. При интерпретации речи собеседника во внимание принимаются так же громкость, тембр голоса, его высота, интонация, темп речи, логическое ударение на словах, а также характерный акцент. Голос говорящего позволяет определить его возраст, пол,
уровень образования, принадлежность к определенному социальному слою и этническое происхождение (Уэйнрайт, 2002). По голосу говорящего слушатели судят о степени его индивидуальной привлекательности.

Наука, изучающая язык тела, называется кинесикой (термин предложен Р. Бирдвистелом в 1952 г.). На природу невербальной коммуникации человека существует две принципиально различные точки зрения. Одна из них принадлежит специалистам в области социальных и гуманитарных наук (Р. Бирдвистел один из них), которые отстаивают тезис о полной социальной детерминации языка тела. В рамках этого подхода предполагается, что жестовая коммуникация формируется в рамках конкретной культуры и лингвистически опосредована. Другая принадлежит группе ученых, включающей специалистов в области естественных наук-этологов, приматологов, физиологов, психологов. И. Айбл-Айбесфельдт, П. Экман, Я. Ван Хофф и другие авторы - обращают внимание на биологические основы поведения человека и приводят достаточно обоснованные аргументы в пользу наличия целого класса невербальных универсалий - движений, выполняемых сходным образом и в равной мере понятных людям самых разных культур. Современные данные из области невербальной коммуникации свидетельствуют о том, что оба подхода имеют право на существование. Язык тела человека, по мнению этолога-психолога Р. Хайнда и антрополога В. Рейнольдса, является результатом тесного взаимодействия между биологией и культурой, и любое игнорирование этого факта приводит к искажению реальности. Мы будем придерживаться именно последней точки зрения.

В этой книге мы детально рассмотрим универсальные закономерности невербальной коммуникации человека, остановимся на выраженных кросс-культурных различиях в передаче сходных по функциональной нагрузке невербальных сигналов и проиллюстрируем культурно-специфичные особенности восприятия одних и тех же поз, жестов или мимики человека. В современном мире, где представители многих культур постоянно и тесно соприкасаются друг с другом в повседневной жизни на улицах большого многонационального города (Москвы, Санкт-Петербурга, Берлина, Нью-Йорка, Мехико и др.), вопрос об адекватном восприятии языка тела окружающих выходит далеко за рамки чисто научных интересов. Это вопрос мирного цивилизованного сосуществования и повседневного психологического комфорта. В условиях значительного расширения деловых контактов на международном уровне адекватное восприятие языка тела деловых партнеров - также вопрос далеко не праздный, ибо от него зачастую непосредственно зависит и сам успех международного сотрудничества.

Книга рассчитана на студентов-антропологов и культурологов, аспирантов и преподавателей физической и социальной антропологии, но может оказаться полезной для студентов и преподавателей психологических и биологических факультетов, интересующихся универсальными и кросс-культурными основами человеческого поведения...

Электронная версия книги предоставлена исключительно для ознакомления. Если Вам понравилось содержание книги купите её поддержав автора и издательство!

«Точка зрения, будто верующий более счастлив, чем атеист, столь же абсурдна, как распространенное убеждение, что пьяный счастливее трезвого»

Шоу Бернард

Научный подход на Google Play

Файлы

Введение в математическую философию

Устройство нашей Вселенной

Наука и религия

Регистр научно-фантастических идей