Бесславный конец «гена долголетия»



Drosophila melanogaster

Белки сиртуины, которые, как полагалось, значительно увеличивают продолжительность жизни целого ряда организмов и даже успели стать мишенью антивозрастных кремов, на самом деле не имеют ничего общего с процессом старения. Об этом свидетельствует новое исследование, финансируемое Wellcome Trust и Европейским союзом.

Активность гена сиртуина связывалась учеными со старением и продолжительностью жизни организмов, обычно используемых в качестве моделей биологии старения человека – дрожжей, червей-нематод и плодовых мушек. Исследователи пришли к выводу, что гиперэкспрессия этого гена значительно увеличивает продолжительность жизни этих животных (у червей-нематод на целых 50 процентов).

Кроме того, в целом ряде исследований была установлена связь между сиртуинами и ограничением питания. Низкокалорийное питание увеличивает продолжительность жизни многих организмов, включая некоторых млекопитающих. Эксперименты показывали, что это происходит за счет активации синтеза сиртуинов.

Результаты этих исследований, конечно, не могли не вызвать большого интереса как со стороны научных кругов, так и средств массовой информации. Кодирующий сиртуин ген уже успели окрестить «геном долголетия». Появился целый ряд косметических средств, содержащих ресвератрол – вырабатываемое растениями вещество, в ничтожно малых количествах содержащееся в красном вине и, как считалось, активирующее сиртуины. Однако последующие исследования зародили серьезные сомнения в научной корректности этих результатов.

В только что опубликованной в журнале Nature статье приводятся почти неоспоримые доказательства того, что эффект увеличения продолжительности жизни животных, наблюдаемый в более ранних работах, на самом деле не связан с сиртуином.

Руководитель исследования доктор Дэвид Джемс (David Gems) и его коллеги из Института здорового старения (Institute of Healthy aging) при Университетском колледже Лондона (University College London) вместе с учеными из Вашингтонского университета (University of Washington) в Сиэтле и Университета Земмельвайса (Semmelweis University) в Будапеште провели ряд экспериментов на двух штаммах генетически модифицированных червей Caenorhabditis elegans. Оба штамма ранее уже использовались в двух разных исследованиях. В организмах таких червей ген сиртуина гиперактивен.

Как и ожидалось, черви обоих штаммов жили дольше, чем контрольные животные дикого типа. Однако после того, как было предпринято все необходимое, чтобы гарантировать, что единственным различием между контрольными и модифицированными животными является повышенный уровень сиртуина, обнаружилось, что эффект увеличения продолжительности жизни исчез. Это означало, что за него отвечают какие-то другие генетические факторы. Как предполагают ученые, в одном из двух штаммов эффект увеличения продолжительности жизни, вероятно, связан с мутацией в гене, участвующем в развитии нервных клеток.

Затем, в сотрудничестве со своими коллегами из Университета Мичигана (University of Michigan), английские ученые перешли к экспериментам на трансгенных плодовых мушках Drosophila melanogaster с высокими уровнями сиртуина. Эта трансгенная модель тоже была предметом исследования, показавшего, что гиперэкспрессия гена сиртуина увеличивает продолжительность жизни мушек.

Ученым удалось показать, что причиной увеличения продолжительности жизни мушек являются другие генетические факторы. Кроме того, они создали новый штамм дрозофил с еще более высоким уровнем экспрессии сиртуина. Однако и эти мушки не стали долгожителями.

Попытки активировать ресвератролом синтетический сиртуин плодовых мушек также закончились полной неудачей. Ни английским, ни американским лабораториям, использовавшим разные методики, не удалось продемонстрировать никакой активации.

Наконец, исследователи перепроверили утверждение о том, что ограничение питания увеличивает продолжительность жизни за счет активации сиртуина. Эксперименты на мутантных мушках, не имеющих гена сиртуина, показали, что ограничение питания все равно увеличивает продолжительность жизни. Таким образом, этот фактор работал независимо от сиртуина.
«Это удивительные результаты. Мы перепроверили ключевые эксперименты, связывающие сиртуин с продолжительностью жизни животных, и ни в одном из них, при пристальном рассмотрении, сиртуин не выдержал проверки. Сиртуины отнюдь не являются ключом к долгожительству и не имеют ничего общего с увеличением продолжительности жизни. Но в определенном смысле это хорошая новость: в конце концов, пересмотр старых идей так же важен для научного прогресса, как и выдвижение новых. Наша работа должна помочь перенаправить научные усилия на те процессы, которые действительно контролируют процесс старения», – прокомментировал результаты исследований доктор Джемс.

Источник

«В научной работе нельзя делать уверенных прогнозов на будущее, так как всегда возникают препятствия, которые могут быть преодолены лишь с появлением новых идей»

Нильс Бор

Научный подход на Google Play

Файлы

Сумма технологии

Логика и рост научного знания

Религиозно-идеалистическая культурология: идейные тупики

Анатомия разума