Грядущее членство



13 февраля Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила внесенный Минюстом законопроект [1], дополняющий ст. 9 известного федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» пунктом 3, запрещающим участие в деятельности (более подробно формулировка запрета будет подвергнута анализу ниже) религиозных организаций четырем категориям субъектов права:

1. иностранцам / лицам без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в России;

2. лицам, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму

3. религиозным организациям, деятельность которых приостановлена в силу осуществления ими экстремистской деятельности;

4. наконец, лицам, действия которых, по решению суда, содержат признаки экстремистской деятельности.


Формально это дополнение связано с приведением основного закона, регламентирующего жизнь религиозных объединений в нашей стране, в соответствие с федеральным законом «О некоммерческих организациях», в котором точно такой же пункт о четырех категориях был прописан еще 10 января 2006 года. Согласно пункту 4 ст. 1 закона «О некоммерческих организациях» ранее запрет не распространялся на религиозные организации – т.е., им были даны более широкие полномочия в части определения состава своих учредителей. Теперь этот широкий жест в отношении религиозных организаций более недействителен.

Смысл этого изменения понять легко: нежелательный иностранец-миссионер или лица, так или иначе причастные к экстремистской деятельности, теперь не смогут стать учредителями религиозной организации. С другой стороны – религиозным организациям дается определенный сигнал об уравнивании их прав с правами всех прочих видов некоммерческих организаций, их специфике отныне уделяется несколько меньше внимания.

С точки зрения специалиста-религиоведа, действительно интересно другое: формулировка запрета, полностью взятая из закона «О некоммерческих организациях», а именно: «Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации…» Некоммерческие организации могут быть основаны на членстве, и тогда, согласно ст. 14 указанного закона, должны описывать обязанности и права своих членов, порядок приема и выхода из организации – но ст. 14 не действует в отношении религиозных организаций! В законе же «О свободе совести и о религиозных объединениях» трижды встречается понятие «член [религиозного] объединения» или организации (ст. ст. 4.6, 11.5 и 11.2), но это понятие никак не определено. Все, что нужно религиозной организации – список учредителей (ст. 11.5), поскольку религиозные организации не основаны на членстве.

Термин «участник» в законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» встречается только один раз, применительно не к религиозной организации, а к религиозной группе (ст. 7.1) – т.е., к не требующему прохождения процедуры регистрации религиозному объединению.

Итак, реально понятие «участник» неприменимо к религиозной организации, а применение к ней же понятия «член» вообще бессмысленно. Что это значит? На деле употребленная формулировка, вероятно, в своем роде анонсирует грядущее ужесточение правоприменительной практики к религиозным организациям. Мы полагаем, что в целях усиления над ними контроля со стороны государства в среднесрочной перспективе возможны законодательные инициативы, связанные с определением участия в деятельности [2] и учетом членства в религиозных организациях. Тогда и только тогда примененная в законопроекте Минюста формулировка будет иметь практический смысл.

Пожалуй, это именно тот случай, – нередкий в российских условиях, – когда формулировка запрета оказывается существенно важнее самого запрета, который, как было показано выше, носит сугубо формальный характер.



[1] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=97722

[2] Кстати, Постановлением Конституционного Суда от 5 декабря 2012 г. N 30-П уже введено в оборот словосочетание «участник религиозного мероприятия» (п. 3.3). Юридического определения у этого понятия пока нет.

Екатерина Коростиченко,
Павел Костылев

«Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни»

Чарлз Дарвин

Файлы

Восстание масс

Советы молодым учёным

Профилактика старения для всех

Обман в науке