Предмет и основные принципы научного атеизма
В борьбе с религией и философским идеализмом атеизм прошел длинный и сложный путь развитии— от наивных атеистических представлений античных мыслителей до научного, марксистско-ленинского атеизма.
Атеизм представляет собой специфическую область философского материалистического знания. Как закономерное социальное явление он возник в тесной связи с развитием материального производства, общественных отношений, философии, науки и культуры.
Научный атеизм (греч. а — отрицание, 0e6s — бог) —это система философско-материалистичсских знаний о возникновении, эволюции, функционировании и отмирании религии, об утверждении бытия человека посредством преодоления религии и формировании его научно-атеистического миропонимания.
Одной из главных составных частей предмета научного атеизма является последовательная, всесторонняя критика религии, несостоятельность которой рассматривается им с философской, естественнонаучной, психологической и исторической точек зрения. Но предмет научного атеизма не сводится к критике религии. К. Маркс подчеркивал, что атеизм есть не только отрицание бога, по и утверждение посредством этого отрицания бытия человека. Против сведения атеизма к одному только отрицанию религии выступал и Ф. Энгельс: «…Атеизм, как голое отрицание религии, ссылающийся постоянно на религию, сам по себе без нее ничего пс представляет и поэтому сам еще является религией» К Следовательно, научный атеизм не сводится только к религиоведению — это система положительных знаний, направленных на формирование научно-атеистического мировоззрения.
В предмет научного атеизма входят вопросы о происхождении и закономерностях развития мира и человека, о назначении и смысле жизнедеятельности человека, сущности психики, смерти и бессмертия, вопросы добра и зла, будущего мира и человека и т. д. Кроме указанных, есть и другие проблемы, например атеистического воспитания, которые во всей своей совокупности составляют позитивное содержание атеизма. Таким образом, атеизм рассматривает целую систему общефилософских, социологических, моральных, психологических и эстетических проблем.
Одной из важных задач атеизма является разработка проблемы бытия человека, проблемы личности. Религия обесценивает человека. Атеизм же возвеличивает человека и утверждает его бытие как преобразователя мира. Как правило, религия спекулирует на глубоко личных, интимных переживаниях человека, изображает их неподвластными разуму и воле. В противовес религии атеизм показывает, что не она, а наука и искусство способны не только раскрыть духовный мир человека, но и обогатить его реальным, истинным, возвышенным содержанием.
Одной из центральных догм религии является идея бессмертия души. Атеизм, опираясь на достижения физиологии, медицины, психологии, развенчивает эту идею. Духовный мир индивида не может существовать без тела, вне материи; человеческое сознание — это свойство мозга, отражение окружающей действительности в голове человека. Поэтому со смертью индивида исчезают и его психические свойства. Но атеизм в противовес бессмысленной иллюзии загробной жизни, хотя и импонирующей религиозным людям, раскрывает величие земных дел человека, которые остаются в веках, и доказывает, что сам человек—-величайшая ценность в обществе. Поэтому смысл жизни — не в подготовке к смерти, как утверждает религия, а в совершенствовании земной жизнедеятельности, в достижении максимального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, в борьбе за лучшее будущее людей, за построение коммунистического общества. «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа,— писал К. Маркс,— есть требование его действительного счастья».
Атеизм отбрасывает религиозную идею «греховности» людей и утверждает принципы коммунистической морали. Он опровергает религиозную теорию о неизменности морали, о ее надклассовом характере, развенчивает богословскую выдумку, изображающую религию как основу человеческой нравственности.
Научный атеизм большое внимание уделяет проблемам атеистического воспитания трудящихся, призванного сыграть большую роль в преодолении религиозных предрассудков и утверждении научно-материалистического мировоззрения.
Следовательно, предметом научного атеизма является всесторонняя критика религии как ложного отражения действительности, научное объяснение причин ее возникновения, эволюции и отмирания, изучение объективных и субъективных условий ее преодоления и формирования научно-атеистического мировоззрения.
К основополагающим принципам научного атеизма следует отнести:
1) определение религии как фантастического отражения и головах людей стихийных сил природы и общества.
«Религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества… Религия есть опиум народа». Это высказывание К. Маркса В. И. Ленин считал краеугольным камнем всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии;
2) выявление непосредственной связи между религией и основными интересами господствующих классов, которые заинтересованы в сохранении религиозного сознания;
3) положение о том, что борьба с религией есть прежде всего борьба с реакционным общественно-экономическим строем, извращенным отражением которого она является;
4) признание того, что упразднение религии является важнейшей предпосылкой раскрепощения общественной активности масс в борьбе за преобразование условий их жизни;
5) наконец, научный атеизм исходит из необходимости проведения всесторонней идейно-воспитательной работы среди населения для преодоления религиозных верований.
Научный атеизм опирается на диалектический и исторический материализм, достижения научного знания о природе и обществе. Как и всякая наука, он имеет свои закономерности, сложившиеся в ходе его исторического развития.
Источник
3120
2014.03.28 13:01:43