Чудеса в решете
Чудо, или явление, в науке классифицируемое как невозможность, произошедшая вопреки существующим законам природы, составляет основу человеческих религиозных верований. Подсознательная необходимость поиска причинности бытия, телеология, которая заложена в нас с раннего детства, лишь подталкивает к постоянному поиску чудес позаковыристее. Зачем качаются деревья? Чтобы был ветер. Зачем мы живем? Чтобы попасть в царствие небесное. Органическая неспособность среднестатистического человека ответить на второй вопрос иначе приводит к тому, что мы ищем подтверждения этому удобному своей простотой ответу в самых простых вещах. Так чудом становится любое выбивающееся из монотонной действительности явление — от мироточащей иконы до явления лика Христова на тосте.
1. Неопалимая купина
Небольшой род из семейства рутовых (Rulaceae), ясенец, он же Dictamnus, — чудная забава ботаников. Поднеси к нему спичку — и колоссальное по меркам растений количество эфирных масел, выделяемое кустом, вспыхнет, оставив нетронутым сам ясенец. Исходя из того, что это свойство кустарника было известно на протяжении многих тысячелетий по всему Ближнему Востоку, чудом в этой истории может выглядеть лишь то, что Моисей, пасший овец, заинтересовался фактом возгорания и подошел поближе, чтобы выяснить, почему так вышло. «Якоже купина не сгараше опаляема: тако Дева родила еси и Дева пребыла еси» — неудивительно, что после инспекции Моисея ему начали слышаться голоса: ясенец далеко не безвреден для здоровья, и повышение температуры, жар, галлюцинации после контакта с ним — это далеко не самое плохое, что может случиться с пастухом, считающим себя спасителем рода израильского.
2. Явление Богородицы детям в Фатиме
В бестселлере английского романиста Йена Макьюэна «Искупление» описана потрясающая в своей простоте и трагизме ситуация: ребенок, считающий себя писателем и недолюбливающий молодого человека своей старшей сестры, выдумывает харрасмент, который становится пугалом, выгоняющим молодого человека на фронт, лишает счастья сестру и в конечном итоге разрушает всю семью. Но самое страшное, что поймал гений Макьюэна, — малолетняя горе-писательница до последнего верит в собственную ложь. В какой-то момент она не просто врет своей семье — она сама свято уверена, что излагает события так, как они происходили на самом деле. Пластичность детской психики и детских воспоминаний — хорошо изученный психологией феномен, тем смешнее выглядит исключительная религиозная значимость, придаваемая событиям, которые произошли в начале прошлого века в португальском городке Фатиме. Вкратце сюжет главного религиозного чуда двадцатого века выглядит так: нескольким португальским детям явилась Богородица и рассказывала разные вещи. За последующие несколько лет Богородица являлась в том же месте уже для разного произвольного количества людей, продолжая вещать, дети продолжали воспроизводить подробности et cetera. Держа в уме количество ложных изнасилований, о которых вспоминали «безгрешные создания» за последний век, явление Богородицы несовершеннолетним крестьянским отпрыскам, обращенным в слепую веру, можно счесть заведомо сомнительным. Но постойте: были же и другие свидетели!
3. Туринская плащаница
Главный трикотаж европейской цивилизации, туринская плащаница до сих пор многими верующими и некоторыми церковными деятелями считается оригиналом того полотна, в которое был завернут Иисус Христос после своего распятия на Голгофе. Отпечаток человеческого тела на четырехметровом куске ткани продолжает привлекать миллионы верующих в собор Иоанна Крестителя в Турине, несмотря на то что радиоуглеродный анализ ткани, проведенный в 1988 году, подтвердил, что трикотажу не более 700 лет. И здесь не обошлось без чуда — чуда заявления католической церкви о том, что, несмотря на подложность святыни, она все равно считается святыней — как напоминание о муках Христовых. Нам, атеистам, никогда не понять корреляции между заповедью о несотворении кумира и поклонением простынке, признанной фальшивой с помощью точнейших научных методов, но и здесь, возможно, не обходится без чудес когнитивного искажения.
4. Мироточение икон
Появление маслянистых пятен и влаги на церковных иконах и статуях — явление, наблюдаемое уже не одно столетие. Однако подложность большинства прецедентов мироточения признает даже сама Церковь. Это не мешает практически ежегодно увлажняться все новым и новым иконам — вплоть до того, что у РПЦ появился даже специальный механизм признания иконы мироточащей. При обнаружении истечения мира на иконе о данном факте докладывается в епархиальное управление, которое направляет в храм специальную комиссию. В ее функции входит: опрос свидетелей, осмотр иконы (ее местоположения, условий хранения). В случае положительного заключения направляется новая комиссия для более тщательного расследования возможности появления маслянистых пятен естественным путем. В случае, если и вторая комиссия не выявила признаков естественного происхождения мироточения, икону помещают в опечатанный киот. Если и в нем продолжается появление маслянистых пятен, то икона объявляется мироточивой. Однако даже в этом случае ученые продолжают ссылаться на возможность конденсации влаги на дереве в специфических условиях, на истечение природной смолы из свежих икон, которые пишутся чаще всего на дереве, а также на попадание масла от лампад, висящих перед иконой, или банальнейшее заляпывание елеем от свежепомазанного целовальника святыни.
"А если Богородица ещё хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью" - Петр I на нескольких мироточивых иконах доказал подделку, вскрыл их при свидетелях все это засвидетельствовано на бумаге, все выемки в них с маслом и прочими веществами были выявлены.
5. Благодатный огонь
Ежегодное схождение благодатного огня на Пасху в Храм Господень в Иерусалиме — чудо скорее не физического свойства, но чудо милосердия и терпимости, проявляемое научным сообществом по отношению к явлению, что само по себе открывает глубины в человеческой доброте. Церковь не приглашает ученых убедиться в свершаемом по расписанию якобы нарушении законов природы, а ученые и не лезут — может ли существовать факт, сильнее утверждающий гуманистичность науки? В остальном физика самовозгорания на открытом воздухе — вопрос даже не научный, а практический. Богоявленным в данном случае можно считать не только благодатный огонь, но и ряд рецептов коктейля Молотова, имеющих схожий механизм зажжения. Однако революционные площади отнюдь не являются объектом паломничества религиозных фанатиков со всего мира. А скептики продолжают иронизировать над чудесным изменением времени схождения огня, которое мигрирует вслед за графиком каналов, выкупающих права на эксклюзивную трансляцию действа.
Источник
См. по теме: апофения, Десять самых опасных заблуждений, псевдонаук и суеверий, Религиозные чудеса и сила магических обрядов, Туринская плащаница: кусочки на анализ, или последний бастион веры, Периметр невежества
1813
2015.03.29 13:01:43