Создан первый робот, способный развиваться и показывать свои эмоции
Nao – робот, созданный командой европейских специалистов, который моделирует первые годы жизни человека и может формировать отношения с людьми, которых он встречает.
Рис. 1. Nao радуется.
Когда Nao грустен, он склоняет свои плечи вперед и смотрит вниз. Когда он счастлив, он поднимает свои руки и тянет их для объятий. Когда он испуган, Nao сжимается, и он остается таким до тех, пока он его не успокоят нежным поглаживанием его головы.
Ничего особенного, скажите вы! Однако, нужно помнить, что Nao – это робот, который первым в мире может самосовершенстоваться и показывать эмоции.
Он может формировать разные отношения с людьми, которых он встречает, в зависимости от того, как его рассматривают. Чем больше он взаимодействует с кем-либо, тем больше Nao изучает капризы человека и более крепкими становятся их отношения.
Рис. 2. Nao прячется от испуга.
Мы моделируем первые годы жизни человека, « – сказала Лола Канамеро, компьютерный ученый из Университета Хертфошайя (Hertforshire University), руководитель части проекта по созданию эмоций Нао. "Мы работали над невербальными репликами, и эмоциями, которые выражаются физическими положениями тела, жестами и движениями тела, а не лицевым или устным выражением.»
Ученые полагают, что в будущем роботы, вероятно, будут действовать как компаньоны или будут объеденены единой сетью, чтобы обеспечить нерерывную связь. Они могли также обеспечить поддержку пожилому. Для этих целей демонстарция эмоций будет важна в создании более естественных и более комфортных взаимодействий с людьми, – считает Канамеро.
Рис. 3. Nao проявляет состояние радости.
В то время как японские исследователи сконцентрировались на робоинженерии, много европейских специалистов в области роботехники сосредоточились на изучении вопроса взаимодействия роботов с людьми. Керстин Даутенхан (Kerstin Dautenhahn), профессор искусственного интеллекта в Университете Хартфордшира, созадала Каспара, робота в форме двухлетнего мальчика, который может делать выражения лица и играть в игры типа пикабу. Она также организовала эксперимент на базе одной из квартир в Hatfield, где робот домашней помощи взаимодействует с добровольцами, для изучения долговременных отношений между людьми и машинами.
Рис. 4. Nao прощается со зрителем.
Нао был запрограммирован, чтобы подражать эмоциональным навыкам однолетнего ребенка, узнавая и интерпретируя определенные реплики людей и отвечая соответственно. Он может использовать видео камеры, чтобы узнавать, как близко подошел к нему человек и датчики, чтобы их осязать.
Если Вы хотите сказать роботу, что он поступил хорошо, то вы можете показать это мимикой своего лица, улыбнуться ему, наконец, вы могли бы его поглпдить по голове, " – сказал Канамеро.
Nao может перемещаться туда, где находятся его компаньоны-люди, следовать за их пристальным взглядом и запоминать лица различных людей. Используя мозг нейронной сети, он может помнить взаимодействия с различными людьми. Это понимание, плюс некоторые основные правила того, что является хорошим и плохим для него, полученный опыт исследования окружающей его среды. Это позволяет Nao указывать, счастлив ли он, грустен или пугается тем, что окружает его. Действия показа для каждой эмоции предопределены, но Нао решает, когда показать одну эмоцию, а когда комбинацию эмоций.
Эти возможности позволяют сделать огромный шаг вперед во взаимоотношениях робота с людьми, делая последние много болеее естественными," – сказал Канамеро. Если люди смогут вести себя естественно рядом с их роботами-компаньонами, то последние получат большее признание и доверие, и в конечном счете станут обычным объектом в нашей жизни, – сказала она.
Нао может также быть запрограммирован, чтобы иметь различные персоналии. Более независимый робот, мало вероятно, призовет к человеческой помощи при исследовании места, тогда как более безащитный робот покажет свою беспомощность, если он находит потенциально вредным или неизвестным что-то в том месте, которое он изучает.
При создании эмоциональной стороны робота использовали данные многочисленных наблююдений шимпанзе.
Программирование Нао было выполнено как часть проекта Feelix Growing, финансировавшегося европейской комиссией. Этот робот стал результатом сотрудничества восьми университетов и компаний робототехники Великобритании, Франции, Швейцарии, Греции и Дании.
Команда Какамеро намерена развивать программирование эмоций в целях медицинских приложений, как часть нового финансированного проекта Aliz-E, который будет скоординирован Тони Белпаем, исследователем познавательной робототехники Университета Плимута. Часть этого проекта будет ориентирована на способы использовать роботы типа Нао в больницах, дополняя роли докторов, медсестр и родителей.
Какамеро сказала, что дети могли бы найти, что маленький, дружественный-выглядящий робот, который может понять их эмоциональное состояние, мог делать их менее беспокоящимися, когда это прибывает в подготовку к лечению.
Рис. 5. Лола Канамеро – одна из создателей Nao.
Мы хотим исследовать различные роли: например, роботы смогут помогать детям в больницах понимать важность их лечения, объяснять, что они должны лечиться. Мы хотим помочь детям управлять их беспокойством, " – она сказала.
Источник: NNN
2010.08.17 13:01:37