Буддизм



Всегда обращайтесь к чужим богам. Они выслушают вас вне очереди.
Лец С.


Легенда о Будде

Сын князя из племени шакья (сакья), Сиддхарта Гаутама родился в VI в.
до н. э. Чудесным образом зачатый (его мать Майя увидела во сне, что ей в бок вошел белый
слон), мальчик столь же необычным образом родился – из бока матери. Отличавшийся
необычайным умом и способностями, Гаутама заметно выделялся среди своих сверстников. Ему
было предсказано мудрыми старцами необыкновенное будущее. Окруженный роскошью и
весельем, он знал только радости жизни. Незаметно Гаутама вырос, затем женился, у него
родился сын. Ничто не омрачало его счастья. Но вот как-то раз, выехав за пределы дворца,
молодой принц увидел покрытого язвами изможденного больного, затем согбенного годами
убогого старика, затем похоронную процессию и, наконец, погруженного в глубокие и нелегкие
раздумья аскета.

Эти четыре встречи коренным образом изменили мировоззрение беспечного принца. Он
узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть, что миром правит страдание. С горечью
ушел Гаутама из отчего дома. Обрив голову, облачившись в грубые одежды, он начал
странствовать, предавая себя самоистязанию и самобичеванию, стараясь искупить юные годы
роскошной и беззаботной жизни, стремясь познать великую истину. Так прошло около 7 лет.
И вот однажды, сидя под деревом Бодхи (познания) и, как обычно, предаваясь глубокому
самопознанию, Гаутама вдруг «прозрел». Он познал тайны и внутренние причины кругооборота
жизни, познал четыре священные истины: страдания правят миром; причиной их является сама
жизнь с ее страстями и желаниями; уйти от страданий можно лишь погрузившись в нирвану;
существует путь, метод, посредством которого познавший истину может избавиться от страданий
и достичь нирваны. Познав эти четыре священные истины, Гаутама, ставший Буддой, Просветленным,
несколько дней после этого просидел под священным деревом, не будучи в силах сдвинуться с места.

Этим воспользовался злой дух Мара, который начал искушать Будду, призывая его не
возвещать истины людям, а прямо погрузиться в нирвану. Но Будда стойко вынес все искушения
и продолжал свой великий подвиг. Придя в Сарнатх близ Бенареса, он собрал вокруг себя
пятерых аскетов, ставших его учениками, и прочел им свою первую проповедь. В этой
бенаресской проповеди Будды были вкратце изложены основы его учения. Вот их суть.

Учение Будды

Жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с
любимым и союз с нелюбимым, недостигнутая цель и неудовлетворенное желание – все это
страдание. Страдание происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной
жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной
суетности – вот путь к уничтожению страданий. Именно в конце этого пути лежит полное
освобождение, нирвана.

Развивая свое учение, Будда разработал подробный так называемый восьмиступенный путь,
метод постижения истины и приближения к нирване:

1. Праведная вера (следует поверить Будде, что мир полон скорби и страданий и что
необходимо подавлять в себе страсти);
2. Праведная решимость (следует твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и
стремления);
3. Праведная речь (следует следить за своими словами, дабы они не вели ко злу, – речь
должна быть правдивой, доброжелательной);
4. Праведные дела (следует избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и делать
добрые дела);
5. Праведная жизнь (следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому);
6. Праведная мысль (следует следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и
настраиваться на доброе);
7. Праведные помыслы (следует уяснить, что зло – от нашей плоти);
8. Праведное созерцание (следует постоянно и терпеливо тренироваться, достигать умения
сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках истины).


Учение Будды во многом следовало тем принципам и практике отхода от всего материального, стремления к
слиянию духовного начала с Абсолютом в поисках освобождения (мокши), которые к середине I тысячелетия до н. э.
были уже основательно разработаны и широко известны в Индии. Однако, в буддизме было и нечто новое.

Так, исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь – страдание (аналогичный тезис, как известно, в немалой степени обеспечил успех и раннему христианству) и что все страдания проистекают от страстей
и желаний. Умерь свои страсти, будь добрым и благожелательным – и это перед каждым (а не только перед
посвященными брахманами, как в брахманизме) откроет путь к истине, а при условии длительных дальнейших
усилий в этом направлении – к конечной цели буддизма, нирване. Неудивительно, что проповедь Будды имела успех.
Учение нового пророка стало быстро распространяться. Путь Будды был триумфальным шествием: все новые
группы аскетов во главе со своими учителями отказывались от самоистязаний и шли в число последователей Будды.
Раскаявшиеся богатые блудницы падали к его ногам, даря ему свои роскошные дворцы. Бледные юноши с горящими
глазами приходили к нему со всех концов страны, прося стать их наставником. Даже многие известные брахманы
отказывались от своего учения и становились в число проповедников буддизма. Словом, число последователей
буддизма нарастало как снежный ком, и в короткий срок это учение стало наиболее влиятельным и популярным в
древней Индии.

Основы философии буддизма

Философия буддизма глубока и оригинальна, хотя в основе своей
базируется на генеральных мировоззренческих принципах и категориях, выработанных
теоретиками древнеиндийской мысли еще до ее возникновения.
Прежде всего, буддизм отрицает реальность феноменального мира, что вполне естественно и
логично не только потому, что в истории религий Востока подобного рода отрицание было общей
нормой для едва ли не всей древнеиндийской философии, но также и из-за того, что в этом
отрицании и заключается квинтэссенция буддизма как доктрины: феноменальный мир – источник
страданий; спасение от них – в уходе из этого мира в мир высшей реальности и абсолютного
постоянства, т.е. в нирвану.

Итак, окружающий нас феноменальный мир и все мы как его часть – не более чем своего
рода иллюзия, хотя эта иллюзия существует объективно. Дело в том, что человек воспринимает
мир как бы сквозь призму своих ощущений, но эти ощущения не результат субъективных
представлений индивида, а вполне объективный факт, следствие волнения дхарм, частиц
мироздания.

Слово «дхарма» (на яз. пали – дхамма) в буддизме многозначно. Им именуют и доктрину в целом, и
буддийский закон, и, наконец, первочастицы мироздания. Частицы эти несколько напоминают элементы духовного
начала пуруши в системе санкхья, но отличаются большей внутренней емкостью и разнообразием. Среди них есть
дхармы чистого сознания, дхармы чувственные (рупа), т.е. связанные со зрительными, слуховыми и прочими
восприятиями и ощущениями человека, дхармы психики, рождающие эмоции, и некоторые другие. Всего таких
дхарм в обычном человеке, согласно различным школам буддизма, 75-100, а то и больше.
Все живущее в мире состоит из дхарм, точнее – из живых движущихся дхарм. Жизнь, в строгом смысле этого
слова, – проявление безначального и практически вечного волнения дхарм, которое и составляет объективное ее содержание.

Понять это и попытаться успокоить свои волнующиеся дхармы – это и означает взять жизнь в свои руки
и тем самым добиться цели, т.е. достичь состояния будды, погрузиться в нирвану. Но как это сделать?
Любое существо, включая и человека, рождается, живет и умирает. Смерть – это распад
данного комплекса дхарм, рождение означает восстановление его, но уже в иной, новой форме. К
этому и сводится кругооборот жизни, цикл бесконечных перерождений, который, по преданию,
был объяснен еще самим Буддой в его третьей проповеди, обращенной к ученикам в Бенаресе.

Суть проповеди – в учении о двенадцати звеньях-ниданах круговорота бытия, колеса жизни. Все
начинается с первого ключевого звена – с авидьи, незнания, затемняющего разум. Авидья влечет
за собой поступки, вызванные невежеством, поступки порождают привычные стереотипы
поведения, ориентированные на бытующие в обществе установки. Стереотипы формируют
определенное сознание, в соответствии с которым создаются формы и категории-наименования,
становящиеся объектами восприятия органов чувств. Между органами чувств и формами-
категориями возникают устойчивые контакты, вследствие чего появляются чувства, затем
желания, страсти, жажда жизни. Вот эта-то жажда жизни и ведет ко все новым перерождениям,
следствием которых неизбежно являются старость и смерть всего родившегося.

Таким образом, круговорот жизни начинается с невежества и кончается смертью.
Определяется он неизменным волнением дхарм. Успокоить волнующиеся дхармы может лишь
тот, кто преодолеет авидью. Собственно, именно этим всегда и были заняты буддийские монахи,
этим был наполнен и к этому вел восьмиступенный путь постижения истины и приближения к
нирване. Наиболее ревностные из монахов подчас достигали высшей ступени святости, а то и
причислялись к святым архатам, достигшим или почти достигшим состояния будды и нирваны.

Л.С. Васильев «История религий востока»

«Закон не гарантирует обеда, хотя гарантирует обеденный перерыв»

Веслав Брудзиньский

Научный подход на Google Play

Файлы

Внутренняя рыба

Нил Стивенсон "Анафем"

Большое, малое и человеческий разум

Мечты об окончательной теории