Помимо физики, химии и биологии



Научные исследования должны соответствовать набору ключевых характеристик: они направлены на улучшение нашего понимания мира природы, работают только с теориями, которые можно проверить с помощью эксперимент, опираются на научное сообщество, инспирируют дальнейшие исследования, и выполняются людьми, которые ведут себя сообразно научной этике. Хотя не все исследования идеально сочетают в себе эти признаки, наука в целом стремится воплотить все эти возможности. Открытие Эрнестом Резерфордом атомного ядра, например, удовлетворяет этим характеристикам довольно точно. Но как быть с менее стереотипными «научными» исследованиями – про которые не будет написано в школьных учебниках – которые не соответствуют нашему списку? Чтобы выяснить это, мы рассмотрим пример из области психологии.

Психология животных

Большинство из нас, наверное, задавались вопросом, как другие животные думают и воспринимают мир (например, мой пес Фидо действительно рад меня видеть или он просто хочет лакомство?), — но как наука может удовлетворить это любопытство? В конце концов, как мы можем проверить идею о том, что животное думает? В 1940 году психолог Эдвард Толмен исследовал этот вопрос научными методами. Он захотел узнать, как крысы ориентируются в пространстве, например, в лабиринте, где спрятано угощение. Толмен подозревал, что крысы будут строить мысленную карту лабиринта, и решил проверить эту мысль, хотя многие его коллеги считали, что крысы научились бы ориентироваться в лабиринте через обучение «стимул-реакция», связывая участки местности с особыми результатами (например, если я пойду в этот участок туннель, я получу кусок сыра), не имея в уме «картины» лабиринта.

Насколько исследование Толмена соответствует нашему списку:

Исследование мира природы?

Мозг крыс и его работа являются частью природного мира, равно как и поведение крыс.

Стремится к объяснению?

Толмен стремился объяснить, как крысы ориентируются в своем окружении.

Проверяемая теория?

Обе идеи о том, как крысы ориентируются (ментальные карты и стимул-реакция) являются проверяемыми, но проверка требует некоторого умственного усилия и логического мышления, чтобы разработать соответствующий эксперимент. Чтобы проверить свои теории, Толмен и его коллеги пускали крыс в лабиринт, в котором было много различных туннелей, в каждый из которых можно было войти. Один из туннелей имел множество поворотов, но последовательно приводил к лакомству, и крысы быстро научились идти по этому туннелю. Затем экспериментаторы заблокировали вход в туннель с угощением. Что крысы сделали? Толмен считал, что если крысы ориентируются с помощью ментальной карты, они выберут другой туннель, который, в соответствии с их ментальной картой лабиринта, поведет в направлении пищи. Но если крысы ориентируются с помощью стимул-реакции, они выберут туннель, ближайший к туннелю с вознаграждением, независимо от направления, по которому они раньше шли к угощению.



Опирается на доказательства?

Толмен и его коллеги проверили теорию о ментальной карте в нескольких экспериментах, в том числе эксперименте с туннелем, описанном выше. В этом эксперименте они обнаружили, что большинство крыс идут в туннель, ведущий в направлении лакомства, вместо туннеля, находящегося ближе всего к первоначальному. Теория, что крысы ориентируются с помощью ментальной карты, получила доказательства.

Научное сообщество?

Толмен опубликовал много работ на эту тему в научных журналах, чтобы поведать о своих экспериментах и доказательствах другим психологам.

Дальнейшие исследования?

Это исследование стало лишь одним из большого числа психологических исследований о том, как живые существа учатся и принимают решения на основе своих представлений о мире.

Научное поведение?

Эдвард Толмен и его коллеги обладали научной честностью и вели себя таким образом, чтобы подтолкнуть науку вперед. Они точно сообщили свои результаты и позволили другим проверить их теории.

Под видом науки



Наш список признаков науки хорошо вписывается в широкий круг исследований — от разработки препарата для лечения болезни Альцгеймера и анализа строения атомов до изучения неврологии человеческих эмоций. Даже в работах, на первый взгляд не похожих на науку, например, выяснение, как лучше преподавать английский язык в качестве второго языка или изучение влияния дефицита государственного бюджета на экономику, можно применить методы науки.
Тем не менее, существуют некоторые виды деятельности, которые на первый взгляд очень похожи на науку, но на самом деле даже близко к ней не стоят.

Например, теория разумного замысла продвигает идею, что многие аспекты жизни слишком сложны, чтобы развиться без вмешательства разумного Творца – сверхъестественного существа вроде Бога. Защитники этой идеи наравне с наукой заинтересованы в объяснении всего, что мы наблюдаем в мире природы. Однако, поскольку теория разумного замысла опирается на идею неопределенной «разумной причины», это непроверяемая идея.

Западная астрология стремится объяснять и предсказывать события на Земле с точки зрения положения Солнца, планет и созвездий, а значит, как и наука, астрология направлена на объяснение мира природы. Тем не менее, во многих других отношениях, астрология не является наукой вообще.

Источник

«Мы все являемся атеистами по отношению к Зевсу и Тору. Только атеист понимает, что библейский бог ничем не отличается от них»

Ричард Докинз

Файлы

Загадки электричества

Возобновляемые источники энергии

Агрессия

Религия и психические болезни