Рассматриваем границы атеизма

«Место для счастья — здесь. Время для счастья — сейчас.
Способ быть счастливым — сделать счастливыми других».

Роберт Грин Ингерсолл



В анкете для вступления в брайты размещен вопрос. Он необязателен для ответа и звучит так: «Откуда вы узнали о сети The Brights?» Многие из регистрирующихся отвечают на него. Основываясь на добровольных ответах, можно сказать, что большая доля новых участников впервые познакомилась с движением The Brights благодаря Ричарду Докинзу. Известный атеист не раз писал и говорил о брайтах. Может быть, именно его влияние и вас впервые привело на сайт The Brights?

Вероятно, убедительность изложения Докинза в его бестселлере «Бог как иллюзия» привела к тому, что многие читатели стали (решились) идентифицировать себя как атеистов. И конечно, многие зарегистрированные брайты уже были атеистами. Возможно, они решили это для себя задолго до встречи с сетью The Brights.

Приходя на the-brights.net разными путями, посетители знакомятся с гражданскими целями этого движения и с тем, как можно по-новому охарактеризовать себя помимо религиозности. Поскольку сеть The Brights — образовательная организация, продвигающая «натуралистическое мировоззрение», она сталкивается с некоторыми идеями, заходящими дальше идеи просто быть атеистом. Атеизм — это позиция по вопросу, существуют ли боги. Жизненная позиция человека, «имеющего натуралистическое мировоззрение, свободное от сверхъестественных и мистических элементов» — более широкая, чем «атеизм».

Участники, вступающие в брайты, чтобы поддержать общие гражданские цели, делают это как атеисты и продолжают самоидентифицироваться по своему отсутствию веры в бога. (Иногда, в зависимости от своего культурного окружения, они могут делать это скорее скрыто, чем публично). В то время как атеисты или агностики устремили свой взгляд на узкий вопрос веры в бога, концепция «натуралистического мировоззрение» и участие в движении The Brights представляют другой взгляд на идентификацию. Каждый может воспользоваться одной из этих позиций или обеими, в зависимости от обстоятельств.

Атеизм — дар или проклятье?

Дойти своим умом до атеизма, находясь при этом в религиозном культурном окружении, может стать предметом личной гордости. Человек может быть доволен собой, потому что он смог мыслью проложить себе путь к атеистическому выводу. Однако если культурное окружение, в котором находится атеист, относится к нему укоризненно, если человек испытывает давление со стороны общества, вряд ли он сможет чувствовать себя комфортно (и безопасно), кроме как в обществе своих единомышленников.

Живущий в преимущественно религиозном культурном окружении, человек может чувствовать себя одиноко. Кампания «OUT» (НАРУЖУ!) фонда Докинза (Dawkins Foundation) призывает атеистов «выйти из подполья» и «показать другим, что они не одиноки». Когда же атеисты следуют лозунгу, они зачастую сразу же сталкиваются с культурными предрассудками, сопровождающими понятие «атеист».

Человеку достаточно лишь озвучить свои умозаключения касательно веры с некоторым градусом уверенности, чтобы вызвать насмешки даже в тех странах, где декларируется свобода вероисповедания. СМИ в таких странах готовы наградить ярлыком «воинствующий» любого, кто открыто не верит в бога. «Признавшийся» (в атеизме), «заявляющий о себе» (как об атеисте) или «называющий себя» (атеистом) — типичные пренебрежительные эпитеты, редко применяемые к религиозным гражданам. Тот факт, что СМИ не применяют слова «называющий себя» к христианам или индуистам, свидетельствует о своего рода культурной снисходительности.

В противостоянии господствующей культуре, воспринимающей сомнение в боге как отрицание добра и истины, атеисты, желающие комфортно чувствовать себя в обществе, ощущают необходимость расширить понятие «атеист» некими характеристиками. Религия все-таки несет в себе широкий набор атрибутов, тогда как у атеизма ничего нет, кроме основной идеи.

В отличие от понятия «гуманист», стремящегося объединить в себе более широкую жизненную позицию посредством определенных утверждений и манифестов, атеистам приходится выстраивать свою идентификацию, выходя за рамки «гуманизма», чтобы описать большее число атрибутов и человеческих качеств.

Наполнение атеизма

Если человек не хочет склоняться перед социальными предубеждениями относительно атеизма, ему необходимо каким-то образом расширить это понятие. В своей статье «Дар атеизма» Сьюзан Джейкоби считает сосредоточенность атеизма на сегодняшнем дне несомненным его достоинством. В своем эссе она обращается к распространенному заблуждению о том, что атеисты «не верят ни во что» (повсеместное социальное пренебрежение к моральным качествам этих людей).

Джейкоби хочет, чтобы атеисты начали проявлять «сочетание разума и страсти, необходимое для стирания образа атеистов как бездушных интеллектуальных роботов». Она предлагает атеистам чаще говорить о своем атеизме. Они должны делать акцент на его положительных чертах (примеры которых составляют основную часть ее статьи). Они должны проявлять «сочетание страсти и рациональности» при отстаивании своей общественной позиции.

Действительно, атеисты, как правило, сосредотачиваются на когнитивных атрибутах человека (например, «разум») нежели на эмоциональных (например, «альтруизм»). Для более широкого освещения атеистической заботы и атеистического сочувствия в обществе видится необходимым использование некоторого дополнения к базовому понятию. Существует понятие «этический атеист». На некоторых форумах предлагается «моральный атеизм». Существительное в таких фразах отвечает за идентификацию, а эпитет служит для провозглашения принципа «добродетель без бога». Популярный блоггер-атеист (а также брайт) Хемант Мехта тоже придумал себе эпитет. Как «дружелюбный атеист» он воспринимается обычными людьми приветливым и открытым.

Недавно появилась инициатива «Атеизм Плюс», представляющая собой, как гласит ее слоган, «больше, чем неверие». Это название отражает гордость за свой атеизм и необходимость расширения этого термина. Оно обращается ко многим современным социальным проблемам. В статье о качествах атеизма Джейкоби обращается к нуждам сообщества и просит атеистов громче заявлять о себе как об атеистах. Она пишет: «Сегодняшних секуляристов нужно заставить делать больше, чем просто держать оборонительную позицию, заявляя, что «мы не можем быть добродетельными без Бога». Атеисты должны подавать пример, а не просто называть себя свободомыслящими, агностиками, светскими гуманистами или «духовными, но не религиозными».

И тем не менее...

Когда позиция «жизнь без бога» оказывается недостаточной для характеристики человека, он начинает задумываться, может, стоит перейти от фокусирования на вере к более широким целям. Несмотря на когнитивные и эмоциональные достоинства атеизма, эффект от первичной идентификации «неверующий» сложно преодолеть, когда для доминирующей культуры моральные качества несет характеристика «верующий». Необходимость добавления позитивных атрибутов остается проблемой для людей, имеющих натуралистическое мировоззрение и стремящихся к достижению гражданских целей, не ограничиваясь религиозными баталиями и рамками, которые для атеиста крепко привязаны к религии.

Идентификация себя как человека, имеющего натуралистическое мировоззрение, позволяет использовать новую платформу, нежели неверие, для достижения социального и гражданского равноправия. Альтернативная платформа предназначена для того, чтобы служить гражданским целям, а не помогать в спорах о религии. Она объединяет в себе как то, что известно о человеческой морали, так и отсутствие веры в какие-либо сверхъестественные силы или сущности.

Источник

«Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями»

Константин Паустовский

Файлы

Атеизм и религия: вопросы и ответы

Побег от зла

Как богословы извращают роль науки в жизни общества

Взгляд в будущее