К Жнецам на ужин



В знаменитом романе Герберта Уэллса «Война миров» высокотехнологические марсианские захватчики не имеют собственной пищеварительной системы и питаются кровью, которую выкачивают из людей. После того, как марсиан побеждают самые обычные земные микробы (у марсиан не было развитой иммунной системы), выясняется, что на Марсе гуманоидные существа являлись чем-то вроде скота. Марсиане выращивали их, чтобы питаться кровью, но проблемы климата, возникшие на Марсе, заставили марсиан искать новый источник пропитания – на Земле.

Эта идея была развита в знаменитой трилогии компьютерных игр «Mass Effect», где представляется инопланетная частично органическая, частично кибернетическая раса «жнецов» с очень хитрым циклом «кормления» на галактических цивилизациях. В какой-то момент разумная цивилизация разрабатывает средство передвижения со скоростью большей, чем скорость света и находит ближайшие космические «ворота», основанные на древней инопланетной технологии и позволяющие перемещаться в самые отдаленные участки вселенной.
Жнецами была заранее создана целая сеть «ворот», в центре которой находилась Цитадель - древний космический город, ловушка для наивных цивилизаций. Вскоре после обнаружения Цитадель становился центром межгалактической культуры, политики и торговли. Древние инопланетные технологии, которые находили на Цитадели, направляли дальнейший ход развития межгалактических цивилизаций, их космических кораблей и вооружения в нужном для жнецов русле.

Когда заселенность космоса достигала нужного порога, жнецы получали сигнал из Цитадели («Кушать подано!»), - вторгались через еще одни межгалактические ворота и пускали всех представителей разумных цивилизаций на биоматериал. Поскольку «Цитадель», межгалактическая политическая столица, захватывалась первой, шансов на скоординированное сопротивление жнецам не возникало, да и к оружию своих жертв жнецы оказывались готовы. Жнецы оставляли за собой сгоревшие руины некогда великих цивилизаций и возвращались туда, откуда пришли. Цикл повторялся.

Едва ли мы можем испытать теплые чувства к инопланетным захватчикам, выращивающим разумные цивилизации для собственного пропитания. Но в этом можно увидеть некоторое отдаленное сходство с тем, как мы выращиваем свиней или коров. Тут возникает интересный аргумент сторонников вегетарианства: давайте не будем уподобляться кровавым хищным инопланетянам из романа Уэллса, не будем забивать скот. Тут можно сослаться и на золотое правило морали: ведь мы бы не хотели, чтобы с нами так поступал какой-нибудь высший инопланетный разум? Опустим то возражение, что люди все-таки более разумные существа, чем свиньи и рассмотрим некоторую темную сторону данного аргумента.

Мы видим, что человечество движется в сторону уменьшения ненужных страданий животных и это, конечно, прогрессивно, гуманно и правильно. Возникают законы о том, что животных, которых отправляют на забой, нужно убивать с наименьшими для них мучениями, и идеи, что нужно заменить мясо животных на мясо, выращенное в «пробирках», лишенное нервных окончаний. На искусственное мясо без чувств. Как создается такое мясо? Берется изолированная живая мышечная ткань или стволовые клетки, предшествующие мышечной ткани, добавляются питательные вещества, вещества, способствующие делению клеток, вещества, защищающие мясо от инфекций (в том числе антибиотики), и мясо растет в специальном инкубаторе. Ожидается, что в какой-то момент все мясо можно будет производить таким путем и в светлом будущем ни одна зверушка не пострадает.

Подобное синтетическое мясо уже существует, хоть пока оно очень дорогое. Первый синтетический бургер обошелся создателям в 250000 евро, и, по-видимому, был не слишком вкусным: в нем не было ни крови, ни жира, только мышечные волокна. Впрочем, нет оснований полагать, что в будущем такое мясо не научатся делать даже лучше, нежнее и вкуснее, чем обычное, а его производство будет более эффективным, ведь очень много энергии, которая тратится на прокорм скота, уходит не на рост мышечной ткани, а на другие жизненные функции животных.

Небольшое отступление от темы. Меня всегда интересовал вопрос: если синтетическое мясо сделать из клеток свиньи, смогут ли его есть иудеи и мусульмане? Если сделать мясо из клеток коровы, смогут ли его есть индуисты? А что будет, если взять клетки человека и сделать мясо из них? Будет ли поедание такого мяса считаться каннибализмом? Если да, то не является ли переливание крови или пересадка органов – формой каннибализма? Может быть, для поиска ответов на такие «жизненно-важные» «научные» вопросы плодят кафедры теологии? Кстати, в фильме «Антивирус» показано будущее, где особенно ценится искусственное мясо, выращенное из клеток знаменитостей.

Но мы отвлеклись. Предположим, что светлое будущее наступило, и мы можем вовсе отказаться от выращивания животных на фермах. Поголовье скота сократилось, свиньи и коровы остались только в зоопарках, где о них хорошо заботятся, и никто не обижает. А может, и зоопарки запретили (незаконное заключение под стражей!), а животных оставили выживать самостоятельно, на свободе, на усмотрение естественного отбора. Но вот вам интересный философский вопрос, над которым прошу подумать и дать честный ответ. Что лучше: прожить, пусть короткую, жизнь и быть съеденным или… вообще никогда не существовать?

Понятно, что исчезновение животноводства означает, что миллионы свиней, коров, овец, которые могли бы родиться, теперь не родятся и не увидят дневного света. Если бы кровожадные жнецы задали мне вопрос: хочу ли я никогда не родиться или прожить, скажем, 50 лет, а потом в ходе быстрой и гуманной процедуры превратится в биоматериал, я бы предпочел второй вариант. Конечно, я бы потом боролся за свою жизнь и за свои права, но то, что сделка эта в принципе выгодна, отрицать не стал бы.

Кто-то может возразить, что в реальной жизни, если речь идет о свиньях на ферме или в фантастическом сценарии с привлечением жнецов или марсиан, никто не спрашивает жертву ее мнение. Никого из нас не спрашивали, хотим ли мы родиться. Тем не менее, выбор такой есть, и выбор этот неизбежно ложится на плечи «жнецов». Возникает своеобразный парадокс: почему жнецы не имеют права сделать за меня выбор, что я предпочел бы родиться, даже если меня потом съедят, но могут лишить меня права на рождение, закрыв человеческую ферму из неких гуманистических соображений?

Понятно, что на самом деле не совсем корректно размышлять о выборе несуществующих живых существ. Страдать, желать и рассуждать могут только те, кто существуют и обладают каким-то минимальным интеллектом. Возможно, одна и та же хитрая ошибка мышления делает столь правдоподобной для многих идею о бессмертной душе, призраках и создает ощущение парадокса в приведенных выше рассуждениях. Но у нас мысленный философский, а не научный эксперимент.

Давайте усложним задачу. Предположим, что жнецы или марсиане существуют, но тщательно скрывают свое существование. В какой-то момент жизни каждому человеку задают вопрос, который я сформулировал выше. Что бы вы предпочли: не родиться вовсе или родиться, прожить N лет и быть съеденным? После этого тем, кто выбирает не родиться, на протяжении жизни тайно (с помощью какой-нибудь лотереи) выплачивают компенсацию за причиненное неудобство жизни, а вторых тайно съедают по достижению оговоренного возраста. Зловещее добавление: может быть, пару минут назад вы ответили на тот самый вопрос и жнецы уже выехали за вами?

Рассмотрим еще один гипотетический мир, где жнецы не только уничтожают жизнь, но и являются ее источником, засевая семена жизни на планетах. Мир, где без жнецов жизнь по объективным причинам была бы вообще невозможна. Остаются ли жнецы все такими же аморальными монстрами в наших глазах или мы найдем им какое-нибудь оправдание?



Я думал о том, какой пример из реальной природы подходил бы больше всего, и вспомнил про богомолов. После спаривания или даже во время спаривания самка богомола нередко откусывает самцу голову, а потом съедает его. По-видимому, это обусловлено тем, что самки нужно пополнить запас питательных веществ, ведь на ранней стадии развития яиц в них существует высокая потребность. Если бы самки богомолов не ели самцов, они не могли бы оставлять столько же потомства, поэтому, отдавая свою жизнь, самец-богомол позволяет своему виду процветать. Да и сам он родился, скорее всего, благодаря тому, что съели другого богомола.

Будь богомол разумен по человеческим меркам, едва ли мужскую особь можно было бы упрекнуть в сознательном избегании самок (чайлдфри богомол!) или в попытке найти другой какой-нибудь нетрадиционный способ решения проблемы размножения с сохранением собственной жизни. Одной из наиболее важных научных задач цивилизации разумных богомолов, могла бы быть разработка альтернативных источников белка и защитных шлемов для самцов, надеваемых во время полового акта (в цивилизации богомолов на защите настаивали бы именно самцы!). Но можем ли мы с пониманием отнестись и к самке богомола, осознавая, что ее ужасное на первый взгляд поведение нужно для продления рода?



И, кстати, что там говорят защитники прав животных по поводу прав членистоногих, например, тех же богомолов? С точки зрения систематики, пауки, червяки и даже некоторые одноклеточные принадлежим к одному домену жизни Metazoa, т.е. тоже животные. Если мы стремимся к равным правам человека и животных и при том людям возбраняется есть мясо, не означает ли это, что нам нужно отлавливать хищников, сажать их в клетки и кормить вегетарианским супом? Ну, или синтетическим мясом. Чем они лучше нас или жнецов? Когда же человечество начнет сеять вегетарианство по всей планете, как Америка сеет демократию?

Возможно, многие вопросы, поднятые в этой статье, покажутся бессмысленными. Вероятно, так оно и есть, ведь, по-видимому, отношение к жнецам, богомолам и вегетарианцам – это дело вкуса, а не реальная научная проблема, которой найдется объективный ответ. Может и не нужно искать объективных принципов морали, особенно межвидовой?

Александр Панчин

«Закон не гарантирует обеда, хотя гарантирует обеденный перерыв»

Веслав Брудзиньский

Файлы

Невидимый мир вирусов

Острая стратегическая недостаточность

Шок будущего

Машины созидания: Грядущая эра нанотехнологии