Вопросы о религии и атеизме



Что такое женская теология?

В 70-е годы в религиозной жизни ряда стран Западной Европы и США появились различные модернистские концепции, создатели которых стремились так «отредактировать» христианское вероучение, чтобы оно стало созвучным современным проблемам, волнующим верующих в буржуазном обществе. Это были всевозможные теологии — теологии надежды, революции, труда, черная, женская и т.д. Негритянские бунты, волнения в гетто, расовые столкновения нашли свое специфическое отражение в «черной теологии». Национально-освободительные движения в странах «третьего мира», вооруженная борьба верующих в странах Латинской Америки против международного империализма вызвали к жизни «теологию освобождения».

В этот период нарастает волна женского движения в США. Представительницы «слабого пола» активно включились в борьбу за свое равноправие в таких важнейших областях, как образование, профессиональная деятельность, заработная плата, участие в выборах и т. д. Широкий масштаб их выступлений в буржуазной прессе даже получил название «женской революции». Это явление не могло не привлечь внимания теологов, стремящихся чутко прислушиваться к настроениям своей паствы. В результате и появилась на свет еще одна теология — женская, которая претендует на то, чтобы стать программой освобождения «самого многочисленного и исторически первичного угнетенного класса — женщин всех континентов и народов».

В 80-е годы женская теология снова обратила на себя внимание, благодаря тому что стала одной из наиболее заметных сил религиозной оппозиции христианскому фундаментализму, оживившемуся в период правления рейгановской администрации. Наиболее известными представительницами религиозного неофеминизма (от лат. femina — женщина) являются Маргарет Фарли, Валери Голдстейн, Роземари Руттер, Мэри Дэли, Летти Руссел и Аделла Колинз. Начало массовому распространению литературы по различным аспектам женской теологии положила работа В. Голдстейн «Человеческое освобождение: женская точка зрения». В ней предпринимается попытка весьма своеобразной критики традиционной христианской теологии, которую автор упрекает в сознательном и своекорыстном игнорировании проблем женского освобождения «в церкви и обществе».

Центральным мотивом провозглашаемой «феминистской точки зрения» на христианскую доктрину становится новая трактовка библейской идеи о греховной природе «гордыни и высокомерия». Эти порочные качества человеческой натуры, извечно присущие мужской части рода человеческого, и в том числе теологам и священнослужителям, объявляются главным источником векового угнетения женщин. В свою очередь и женщины, правда, оказались, по мнению В. Голдстейн, существами далеко не безгрешными, ибо добровольно и безропотно приняли навязанную им догму «смирения и покорности». Закрепившись в массовом сознании, такое «разделение сил» определило последующие ложные теологические представления и несправедливые общественные порядки.

Другой важной мыслью, подхваченной и развиваемой женской теологией, была высказанная Голдстейн идея о качественном различии мужского и женского видов религиозного опыта, то есть всей системы чувств и образов, возникающих у верующего. А посему женщинам следует отказаться от традиционной «мужской» теологии и создать собственную, женскую теологию, которая бы пересмотрела всю библейскую и современную историю. Этот процесс женская теология начинает с выявления «истинного» смысла библейского предания, символики и мифологии. При этом она предлагает и свое собственное истолкование библейских текстов — так называемую «радикальную интерпретацию» в сочетании с новой «теологической антропологией», которые должны выявить, по замыслу Л. Руссел, что «в действительности говорит Библия о месте женщины и мужчины в мире и к кому она фактически обращена».

Женская теология исходит из предпосылки, что в Библии имеются чисто мифические персонажи, такие, как Адам и Ева, и историко-мифологические действующие лица, реальность существования которых под сомнение
не ставится. «Созвучия» идеям женской теологии отыскиваются идеологами религиозного феминизма именно в тех библейских текстах, которые имеют под собой определенную историческую подоплеку. Библейский миф о создании Евы из ребра Адама, естественно, неприемлем для женской теологии, поскольку Ева оказывается созданием неполноценным, «второсортным» по отношению к более «качественно и добротно» созданному Адаму. Видная представительница женской теологии профессор философии и богословия Мэри Дэли просто объявляет весь этот ветхозаветный эпизод сугубо символическим, а не действительным событием. Столь же категорично она поступает и со сценой совращения Евы, обманувшей затем своего мужа. Она предлагает отбросить эти «вымышленные и неверно трактуемые моменты библейского повествования», как абсолютно «неисторические».

Женская теология не только дополняет или, мягко говоря, «корректирует» прежние положения христианского вероучения, но и выдвигает такие специфические теологические версии, которые попросту «взрывают» классическую библейскую картину. Так, в одном интервью Мэри Дэли заявила, что «второе пришествие вполне может оказаться... женским». Отстаивая подобную точку зрения, Дэли аргументирует ее следующим образом. Общественные порядки, констатирует она, являются источником соответствующих идей, теорий, мифов и вымыслов; в полной мере это относится и к религиозным представлениям. Например, в матриархальном обществе бог ассоциировался с женщиной-матерью, в патриархальном но своему характеру древнеиудейском государстве бог предстает в виде мужчины-отца и т. п. Поскольку такие религиозные идеи, как бог-
отец, или мужское воплощение бога, заявляет Дэли, связаны с определенной общественной структурой, то они «направлены на сохранение и поддержание существующего в обществе положения». Иными словами, в обществе, где господствуют мужчины, и не может быть иного образа для бога, кроме мужского.

Исходя из того, что представление о «мужской» природе бога сложилось в обществе, «ориентированном на главенство мужчин», женская теология утверждает, что при внимательном прочтении библейский бог отнюдь не сразу воспринимается как мужчина. Представительницы религиозного неофеминизма убеждены, что в Ветхом завете бог обнаруживает также и женские, материнские черты. «Название бога «отцом» лишь тогда справедливо,— считают они,— когда употребляется не как антипод «матери», а лишь символически». Христианского единого бога, по их мнению, уже нельзя рассматривать исключительно в плане мужском и отеческом. В нем предлагается увидеть и женско-материнский момент, что, в свою очередь, сделает невозможным его использование в качестве теологического аргумента для обоснования неравноправия женщин.

Важным шагом к упразднению мужских стереотипов и представлений в христианстве женская теология считает коренной пересмотр всего религиозного языка. Местоимения «он», «его», «ему» по отношению к богу следует полностью устранить не только из молитв, богословских текстов или проповедей, но также и из Библии. Изгнать из языка дискриминирующие женщину местоимения, переформулировать традиционное богословие в духе лозунга «Ни мужчин, ни женщин во Христе» — вот одна из основных задач религиозного феминизма.

Эти теологические новации не прошли незамеченными. В октябре 1984 г. Американский национальный совет церквей (организация, объединяющая либерально настроенных священнослужителей и богословов) издал новую редакцию отдельных библейских текстов, в которой все названия и понятия мужского рода подверглись «преобразованию». Так «сын божий» стал называться «дитя божье», выражение «бог Авраама» превратился в «бога Авраама и Сарры», а главная ипостась христианского триединства — «бог-отец» оказался совсем уж необычным «богом отцом и матерью». Что же касается таких библейских установлений, как «не муж создан для жены, но жена для мужа» (1Кор. 11:9), то их в новой редакции попросту изъяли. Какие только обличья не принимал Иисус Христос в 70-е годы нашего столетия: Иисус-хинни, Иисус-революционер, Иисус-мечтатель, Иисус — суперзвезда рок-оперы.

Но во всех этих ролях не ставилось под сомнение одно его качество — так или иначе, но Христос был мужчиной. Естественно, это обстоятельство не могло устроить женскую теологию. И вот в противовес модернистским христологическим концепциям появилось новое учение о деве Марии, так сказать неомариология. Образ девы Марии, по мнению представительниц религиозного неофеминизма, был значительно искажен предвзятым мужским фантазированием. И именно это «мужское мифотворчество» сделало его абсолютно неприемлемым в условиях просыпающейся активности женщин. Ортодоксальная теология, старательно внедрявшая в сознание верующих образ «вечной женщины», скорбящей, покорной, преисполненной самоотречения и преклоняющей колени перед рожденным ею сыном, тем самым благословляла главенство мужчин. В противовес традиционной женская теология объявляется «новым евангелием», несущим весть о всеобщем освобождении, началом которого должно явиться освобождение женщин, угнетаемых как в обществе, где «белый мужчина считается единственным стандартом полноценности», так и в церкви, где «страдающая вечная женщина — дева Мария» усилиями мужской теологии стала основным образцом для подражания.

«Женская революция», изменяя подчиненные отношения между «сильным» и «слабым» полами, освобождает и самих угнетателей — мужчин, которые, как считает Мэри Дэли, «также создадут для себя модели более гуманных человеческих существ — или в символической форме — нового Христа». Появившиеся в результате «женской революции» новые мужчина и женщина уже не будут столь противоположны и разделены предрассудками. Они будут «более совершенными и более свободными существами».

Мэри Дэли прямо заявляет, что каждая женщина несет в себе не только частичку «вечной женщины» — девы Марии, но и «прообраз второго пришествия». «Божественная искра», вспыхнувшая в ходе «женской революции», осветит, по мнению феминистских теологов, и заключающийся в женщинах образ бога. Этот процесс коренной ломки устоявшихся христианских представлений кроме узкой задачи «освобождения женщины от векового унижения» способствует, как утверждает Мэри Дэли, спасению всей христианской теологии, оказавшейся в глубочайшем кризисе. При этом новый женский апостолат, вооруженный новым Евангелием, возглавит и мировое освободительное движение, направленное против всевозможных форм угнетения и порабощения. Но даже такая масштабная задача не исчерпает «освободительного потенциала» «женской революции», ибо она, кроме всего прочего, является «наиболее мощным способом атаки на растущую милитаризацию и угрозу уничтожения окружающей среды». Таким образом, как считают представители женской теологии, современное общество оказывается перед выбором: либо совершить феминистскую революцию, либо погибнуть.

Как видно, констатируя существование в современных капиталистических странах прямых или косвенных форм эксплуатации, социального неравенства, ни женская, ни другие теологии в целом не вскрывают их истинных причин, не видят того, что механизм принуждения, подавления и угнетения различных социальных и расовых групп кроется во всей совокупности общественных отношений системы капитализма. Это оказывается за рамками внимания религиозного феминизма, который взамен коренных социальных преобразований предлагает обрести «откровение» в новом прочтении библейского предначертания освобождения и спасения.

Социальная аморфность и непоследовательность женской теологии наиболее ярко проявляются в трактовках ею путей грядущих социальных перемен. С одной стороны, она призывает покончить с вековой «политической апатией» женщин-христианок и тем самым как бы подталкивает их к социальной активности, а с другой — недвусмысленно связывает процесс освобождения всех «обездоленных и страждущих» с божественным промыслом, сковывает политическую активность и притупляет сознательность масс верующих, в том числе и женщин, в борьбе за установление справедливых общественных отношений.

На примере женской теологии можно еще раз убедиться, что, какие бы «революционные» и «освободительные» знамена ни поднимала религиозная идеология, какие бы реальные земные проблемы ни оказывались в сфере ее внимания, богословские изыскания рано или поздно замыкаются на центральной религиозной идее — идее бога. И если женская теология пытается лишить эту иллюзорную идею традиционных свойств и характеристик, то это лишь еще раз подтверждает ту истину, что не бог творил людей по своему «образу и подобию», а человек создает богов, наделяя их своими чертами и обликом.

Бывают ли на свете чудеса?

Слова «чудесный», «чудеса» мы произносим часто, незадумываясь над тем, что вкладываем в них различныйсмысл. Стоит хорошая погода, и мы ее называем чудесной. Чудесами величают выдающиеся достижения наукии техники. Чудесным нередко нарекают такое явлениеприроды, которое изумляет человека своей необычностью,красотой. Во всех этих случаях слово «чудесный» означает необычный, прекрасный, сказочный. Однако прямое значение слова «чудо» иное. Представьте себе невероятный случай: за осенью вдруг наступило снова лето. Это было бы что-то совершенно необычное, сверхъестественное, противоречащее законам природы. Вот это и было бы чудо. Каждый скажет, что в жизни так не бывает и бытьне может. За осенью всегда следует зима, а не лето.Это — закон природы. Но именно подобные — неожиданные и необъяснимые — явления испокон веков привлекают человеческое внимание. Вера в чудесное, противоречащее природным законам,не родилась на пустом месте. Она — закономерное следствие того пути, по которому шло человечество, познавая мир. Почти за каждым явлением, по убеждению наших предков, скрывались какие-то неведомые и могущественные силы, наделенные сознанием и волей. Земля тогда покоилась на слонах и черепахе. Животные вырастали на деревьях. В земных недрах таился загробный мир...Многие обыденные для нас явления природы для нашихпращуров были несомненным чудом, ибо это вполне соответствовало их восприятию мира, их знаниям, их опыту .Удивление и страх перед окружающим рождали всознании незримый мир религиозных фантазий. Верав чудесное легла в основу всех религиозных верований.

Рассказами о чудесах полны «священные» книги. Отнимите у религии эту веру, а скорее, даже уверенность в возможности чудес — и нет самой религии. На вере в чудесапаразитируют все суеверия, рожденные человеческой фантазией,— от страха перед «неумолимой» судьбой до наивной приметы о кошке, перебежавшей дорогу. И пожалуй, самое характерное тут — отсутствие желания разобраться в необъясненном, увидеть в нем, посуществу, самое естественное, согласное с законами природы. К. Маркс подчеркивал, что слабость всегда спасалась верой в чудеса.

В самом деле, куда проще согласиться с мыслью очудесном, чем найти или узнать научное объяснениеявлению, которое поражает человеческое воображениесвоей кажущейся необъяснимостью, необычностью, грандиозностью. Между тем стоит иной раз пройти совсем немного дальше той границы, где вы остановились, болеевнимательно заглянуть в природу явления — и вся таинственность исчезнет, обнажатся земные причины и сущность «чуда». А «чудесных» явлений в окружающем нас мире всегдапредостаточно. Над городом идет красный дождь... В знойном воздухе пустыни появляются танцующие фигуры неведомых зверей... Рядом с солнцем возникают два его близнеца... В темноте ночи сказочной жар-птицей пролетаетсветящийся филин... Мало ли их, природных феноменов,которые способны и поразить, и испугать человека! Ихлегче всего причислить к чудесам. Гораздо труднее изучить, показать, что за «чудесной» оболочкой явлениявсегда и неизменно скрываются его естественные причины.

Для материалиста ясно: мир живет по законам своегоразвития, в нем есть и необходимость, и случайность, но нет принципиально необъяснимых вещей, нет того,что выходит за рамки самой природы. Каким бы сказочным, диковинным, на первый взгляд необъяснимым никазалось то или иное явление, наука говорит: оно естественно и закономерно. Естественно, ибо оно порожденоразвитием природы, материи. Закономерно, поскольку определенным образом связано с другими явлениями и процессами, имеет свои определенные причины и следствия.Значит, и чудо, если уж оно случилось, может быть объяснено этими причинно-следственными связями. Ну а раз так, то выходит — оно и не чудо. А если человек суеверен, не склонен к анализу происходящего? Как мало ему иной раз требуется, чтобы вовсюразыгралась фантазия, мистический испуг! И уж тогданечего говорить о стремлении разумно объяснить «чудесное» явление. Почему многие люди верят (именно — верят!) в чудеса? Наверное, одна из причин кроется в том, что «чудесное» в природе имеет отношение не только к уровнюнаших знаний, но и в немалой степени к области психики,восприятий. Чудо, если хотите, влечет своей сказочностью,своим отрывом от обычного, житейского, знакомого. В чудесном человек нередко видит отражение своих самыхсокровенных мечтаний — стать выше иных жизненныхобстоятельств и даже выше законов природы, которыеограничивают его силы и возможности. Чтобы попять это, достаточно обратиться к легендамнародов. Как заметил французский философ Дидро: «Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят,тем чаще они случаются».

Где-то в глубинах психики, на уровне подсознания,у многих еще живет необъяснимое чувство присутствиячего-то неведомого, значительного — того, что может изменить ход событий, повлиять на их судьбу. И вот этонеосознанное чувство дает о себе знать всякий раз, когда иной человек встречается с неизведанным. У каждого изнас в сознании закреплены определенные представленияоб окружающем. И вдруг мы сталкиваемся с фактом,который нарушает устоявшиеся представления, вторгается в них подобно инородному телу. Он, этот факт, совсемрядом со знакомым и привычным. Но он столь необычен,что кажется необъяснимым. А между тем все кроется во внешней загадочностиявления. Приведем такой пример. Несколько лет назадв редакцию газеты «Социалистическая индустрия» пришло письмо:

«Дорогая редакция! У нас в коллективе не раз заходил спор — бывают липа свете чудеса? Конечно, все мы люди грамотные, десятилетку закончили. И все же, когда человек рассказываето том, что видел своими глазами, а ты этого человеказнаешь и уважаешь, как ему не поверить? Вот, например,такой случай. Его рассказал нам наш поммастера. Он человек непьющий, заядлый рыбак и часто ездит на Плещеево озеро, к Переславлю. Говорят, там рыбалка хорошая. Так вот однажды зимой под вечер он и еще несколько рыбаков сидели над своими лунками, и у нашегоАлександра Петровича начало клевать. Он потянул удочку — на крючке налим. Обрадовался. И вдруг видит: насамом конце удилища огонек засветился. Он глядит — ничего понять не может: удилище горит, что ли? Схватилогонь варежкой — он погас. Снял варежку, рукой удочкупотрогал — холодная, будто и не было ничего. А в это время видит: сосед его окунька подсек итоже — только дернул удочку вверх, а на ней такой жеогонь загорелся! Они решили: надо других поспрашивать.

Говорят всем: «Поднимите удилища, чудеса какие-то происходят». И что же? У всех пятерых удочки загорелись. Голубоватые такие огоньки, потрескивают, а дотронешься до них — гаснут. И не обжигают — нисколько... Вот я и хочу спросить: что же это такое было? Впрямьведь чудеса!
О. ДУШАНИНА, ткачиха». РАМЕНСКОЕ, Московская область.


«Горящие удочки»? Кажется, действительно, что-точудесное, необъяснимое законами природы, противоречащее им. Между тем «чудо» уже давно имеет научноеобъяснение. Это — «тихие» электрические разряды в атмосфере. Когда напряженность электрического поля ватмосфере сильно возрастает, в облаках и на поверхностиземли накапливаются разноименные заряды статическогоэлектричества. Обычно при этом происходит мгновенныйгрозовой разряд — молния. Но иногда, стремясь соединиться, заряды не могут пробить воздух, и тогда наблюдают тихие разряды: электричество как бы стекает ввоздух с различных возвышений над землей — шпилейбашен, макушек церквей, корабельных мачт, высокихшестов и вызывает свечение, напоминающее язык пламени. На Плещеевом озере удочки рыболовов оказалисьсамыми высокими предметами...Еще один случай. Суровый 1943 год. Тяжелые бои наСеверском Донце. В сторону врага по нескольку раз вдень пролетали в четком строю тяжелые бомбардировщики. Но однажды бойцы увидели невероятное: летевшиена большой высоте, но ясно видимые в голубом безоблачном небе самолеты вдруг... остановились в воздухе!

Словно оборвалась кинолента и движущееся изображение застыло, превратилось в фотографический снимок. Не веря своим глазам, все смотрели вверх. Проходилисекунды, но самолеты «висели» па одном месте. Затем, как бы с трудом оторвавшись от невидимого врага, повисшего у них на хвосте, они медленно двинулись вперед. Такой же случай произошел с американскими самолетами. Во время налета на Японию тяжелые бомбардировщики остановились в воздухе, а затем начали пятиться назад! Бывалые, но суеверные пилоты тут же леглина обратный курс. Природной загадкой занялись ученые и раскрыли ееестественную причину. Виновниками оказались хорошосейчас известные струйные течения в высоких слояхатмосферы. Это своеобразные реки в голубом океане Земли. Воздух движется в них со скоростью 70—80 метровв секунду. В наши дни уже нередки случаи, когда авиаторы сознательно используют такие течения, чтобы увеличить скорость полета. Конечно, наши взгляды на окружающий мир и на«чудеса» в нем определяются общим уровнем развитиянауки и культуры. Сто лет назад природа сновиденийбыла скрыта за семью печатями, а гипноз не находилникакого разумного объяснения. И тогда эти проявлениянашей психики выглядели явными полпредами потусторонних сил, относились к разряду устойчивых чудес. Проходит время, наука говорит свое слово, и чудо,препарированное скальпелем знания, теряет ореол необъяснимости, перестает быть чудом. Даже суеверного человека не пугает в наш век затмение солнца или появлениекометы. Ведь он уже знает причины этих явлений.

И это — судьба всех чудес. Все они в свое времяумирают, становясь экспонатами в музее человеческих заблуждений. Но... на наш век «чудес» хватит. Такова диалектика познания. Природа неисчерпаема. Соприкасаясь с ее бесконечным многообразием, наши знания, а ещечаще чувства нередко уводят нас в мир «необъяснимого». Путь нашего познания неизменен: сегодня мы знаембольше, чем вчера, завтра будем знать то, чего не знаем еще сегодня. И вместе с тем мы никогда не сможем сказать: вот она перед нами — полная, законченная картинамироздания, в которой уже все ясно, ничего ни прибавить,ни изменить. Такого не будет. Непрерывным потоком вливаются в нашу жизнь научные открытия. Но, как и прежде, природа манит иудивляет нас своими многоликими явлениями, а нередкои пугает мощью своих сил. Удивление перед неизвестным, желание разгадать его сущность, увидеть, как рождаетсяв природе чудесное,— замечательное свойство человеческой натуры. Оно ведет к познанию, к открытиям, к торжеству человеческого разума. А каждое «чудо», повторим еще раз, неизменно находит свое естественное, материалистическое объяснение.

Рекомендуемая литература:

В.Мезенцев "Чудеса: Популярная энциклопедия"


В последнее время много пишут о влияниикосмоса на Землю. Не говорит ли это о том, чтов астрологических предсказаниях есть рациональное зерно?

Прежде всего подчеркнем: астрология не наука, а одноиз самых стойких суеверий человечества. Наблюдая небо, древние астрономы обратили вниманиена то, что между видимыми перемещениями небесныхсветил и различными явлениями на Земле — сменой времен года, разливом рек и т. д. существует связь. Хозяйственная жизнь Древнего Египта зависела от разливов Нила — река покрывала поля слоем плодородного ила, иземля давала богатый урожай. Было очень важно знатьточно, когда начнется разлив, чтобы вовремя начать сев,а точного календаря у египтян не было. Помогли звезды:египетские астрономы установили, что разливу Нилавсегда предшествует появление на небе яркой звезды Сириус. Поднимаясь ранним утром на востоке, она пред-вещала скорый разлив. Мало того, астрономы древности заметили, что средизвезд существует пять небесных тел, постоянно меняющихсвое положение. На фоне неизменных созвездий эти телаописывают петли, двигаясь в различных направленияхбез какой-либо закономерности. Древние греки назвалиих «планетами», то есть «блуждающими» светилами. Всеони носят имена римских богов: Меркурий, Венера, Марс,Юпитер, Сатурн. Почему эти светила ведут себя стольнеобычно? Не находя объяснения их движениям, наблюдатели занялись поисками несуществующей связи междублужданиями планет и событиями на Земле.

Это вполнесоответствовало воззрениям древних о Вселенной. Ведьцентром всего мира тогда считалась Земля. Солнце и Лунасуществовали для того, чтобы согревать и освещать нашуземлю. А звезды, полагали они, связаны с жизнью людей.Известное выражение «под счастливой звездой родился»имеет сейчас поэтический смысл, но происхождение егосвязано с древней верой в то, что звезды влияют на всюнашу жизнь. В этом и есть суть астрологии. Наблюдая небо в деньрождения ребенка, астрологи «предсказывают» всю егобудущую жизнь, характер, склонности, внешность и т. д. По утверждению астрологов, каждое из 12 зодиакальных созвездий, через которые совершает в течение годасвой видимый путь Солнце, имеет божественную природу.«Небо обитаемо двенадцатью божествами, скрывающимися под различными формами»,— говорится в одной изастрологических книг. Другими астрологическими божествами являются названные выше пять планет, а также Луна и Солнце.

Совершая свой видимый путь по небу,эти семь светил переходят из одного созвездия в другое.На основании их взаимного расположения и положенияотносительно 12 знаков Зодиака и частей горизонта в момент рождения человека астрологами составлялся гороскоп, якобы определявший его судьбу. Знакомясь с гороскопами астрологов, ловишь себя намысли, что рассчитаны они на очень доверчивых людей.И цель их — убедить в неотвратимости судьбы, предначертанной на небесах. В астрологических сочинениях можно прочесть, чтоМарс производит военных и убийц, медиков и брадобреев, мясников и кузнецов. Ребенок, родившийся в день,когда Марс находится в созвездии Льва, станет героемили разбойником. Луна покровительствует ростовщиками кабатчикам; Меркурий ведает наукой и искусством;Сатурну подчинены монахи и священники, а Юпитерзащищает мудрецов и философов. А вот еще подробнее: все, кто родился между 22 октября и 21 ноября, находятся под влиянием знака (то естьсозвездия) Скорпиона, олицетворяющего собой злость иплутовство. Если это мальчик, то ему будут присущисмелость, льстивость, хитрость, скрытность, непостоянство, болтливость. Обычно они веселы и всегда плохо думают о других. Они будут торжествовать над своимиврагами. Женщины, родившиеся под этим знаком, любители обманывать, веселые, безрассудные, болтливые. Мужчины, родившиеся под знаком Тельца (22 апреля — 21 мая),— это «души маловозвышенные», они «должны опасаться укушения собак», самолюбивы, осторожны,склонны к хорошим делам, а к худым — нет. Видите, как все просто: чтобы предопределить чертыхарактера своего потомства, достаточно ознакомиться састрологическими таблицами и приурочить день рожденияребенка к нужной дате. Родившись в потемках истории, астрология пережилавека и эпохи и продолжает жить в XX в.

Как тут невспомнить, что говорил о ней «законодатель неба» Иоганн Кеплер: «Астрология — глупая дочка, но, боже мой, куда бы девалась ее мать, высокомудрая астрономия, если быу нее не было глупенькой дочки. Свет ведь еще так нелеп, что для пользы старой разумной матери глупая дочка должна болтать и лгать. Жалованье математиков так ничтожно, что мать наверное бы голодала, если быдочь ничего не зарабатывала...»

Ушло в историю средневековье. Математики ныне нежалуются на голодное существование. Но каждый четвертый житель в ФРГ и сейчас верит, что его судьбазависит от расположения звезд на небе, в США 10 миллионов американцев прибегают к услугам астрологов. Далеко не последнюю роль тут играют социальныеусловия жизни. Разве не гонит иной раз человека к астрологии сама жизнь, если он не уверен в своем будущем,даже страшится его? В наше время на Западе астрологиястала весьма доходной областью бизнеса. Звездочеты XX в.взяли на свое вооружение даже электронно-вычислительные машины, которые не только освобождают астрологовот различных «мудреных» расчетов,, по и ускоряют их.По этой причине гадания по звездам стали доступнее.

Но астрологическое «предсказание», разумеется, не перестало быть враньем после того, как шарлатанам сталипомогать электронные вычислители. Однажды в этом убедились сотрудники одного французского журнала. Онизаказали астрологам гороскопы десятка известных в стране уголовных преступников. Поскольку «звезды не лгут»и для них не имеет значения, как зовут того или иногочеловека, заказчики изменили имена преступников. Номеста и даты их рождения, что, собственно, и требуетсядля предсказания, были сообщены точно. Так, МарселюПетио, известному в свое время под кличкой «Дьявол»,убийце 63 человек, астрологи выдали такую аттестацию:«В нем сочетаются теплота с запасом разума, даромпредвидения и остроумия». Его существо полно «любвии чувств, которые приводят к бескорыстному самопожертвованию». И хотя преступник был казнен еще в 1947 r.tшарлатаны из астрологической конторы предсказали убийце его «дальнейшую судьбу» на десять лет вперед. Столь же «удачны» бывали пророчества звездочетовсредневековья. Так, в XVI в., производя астрономическиевычисления, немец Штофлер обнаружил, что в феврале 1524 г. Сатурн, Юпитер и Марс соединятся с созвездием Рыбы. А это предвещает великий потоп! И астрологсообщает народам Европы, что их ожидает. Однако когда пришел 1524 год, он оказался на редкость засушливым. Подобных предсказаний на счету у астрологов множество. Но им верят и поныне. Махровое суеверие заглушаетголос разума. Идут века, и ничего не меняется.

Астрологические гадания обеспечивают тысячам и тысячам шарлатанов весьма обеспеченное существование. Они хорошо знают, что на их жизнь хватит людей, которыестрастно хотят заглянуть в будущее. Даже если это иявляется самообманом. Конечно, бывает, что «предсказания» звездочетов сбываются. Во-первых, потому, что в любом из гороскоповвсегда немало общих фраз, под которые человек при желании может подогнать свою судьбу. Во-вторых, астрологам, как и всем другим прорицателям, подчас помогаютпростые совпадения. А еще чаще бывает так: что-то совпало, а другое не подтвердилось. Человек, склонный верить гаданиям, запомнит только то, что совпало. Да ещесделает вывод: этому гаданию можно верить. Наконец,нельзя забывать и о том, что среди астрологов бываютумные, много знающие, наблюдательные люди, и они дополняют звездное пророчество своими наблюдениями ивыводами. И наконец, последнее. Сейчас, когда человеческое познание открывает все новые факты и закономерности,свидетельствующие о тесных связях земного и небесного, когда выясняется, что Солнце и Луна способны влиятьнепосредственно на нашу жизнь, приходится слышатьслова: «Вот и подтверждается древняя наука астрология!» Не надо много слов, чтобы прояснить это недоразумение. Конечно, нельзя отрицать существования связимежду небесными светилами и нашей жизнью. Без Солнца вообще не было бы жизни на Земле, а стало быть,не было бы человека с его «судьбой». Нельзя отрицать ивлияния Луны. Под ее воздействием на Земле регулярнопроисходят океанские приливы и отливы. Значит, можноутверждать, что это может сказаться и на судьбе отдельного человека — достаточно ему погибнуть во время прилива. Изменение солнечной активности оказывает известноевлияние на земные явления и на здоровье людей. Следовательно, может сказаться и на судьбе какого-то человека. Однако это влияние не носит какой-то преднамеренный, избирательный и, главное, мистический характер.

А астрология? Она признает только мистические, надприродные связи между светилами и людьми. Самые мельчайшие события человеческой жизни определены божественным небесным светилом и совершаются с фатальнойнеизбежностью. Но, как говорят, жизнь продолжается... Италия, 1981 г.На страницах римской газеты «Паэзе сера» прошла дискуссия между астрономами и астрологами. Один из участников дискуссии, астроном Джорджо Буовино, сказал, чтоастрология не умрет никогда, ибо к ней всегда будутприбегать неуверенные, сомневающиеся в себе, боящиесяза свое будущее люди. Между прочим, поклонникам астрологической «мудрости» полезно знать: когда-то гороскопы были хотя быиндивидуальны, момент рождения учитывался до минут,равно как и место рождения. Теперь, в век массовогопроизводства, астрологи штампуют и массовые гороскопы — всех родившихся на протяжении месяца верстаютв одну судьбу. Год рождения значения не имеет, так чтона все человечество отпущено всего двенадцать вариантов судеб.

Как объясняет наука «пророческие» сны?

Убеждение, что сновидения могут предсказывать будущие события, бытует тысячелетия. В прошлом вера впророческую силу сновидений была повсеместной. Необычность того, что нередко снится человеку, порождало убеждение: именно в сновидениях открываетсяпотусторонний мир, о котором говорит религия. Значит, восне человеку может открываться его будущее — конечно,если того захотят боги. В большом ходу были у наших предков сонники —книги, в которых растолковывался почти любой сон. Какихтолько благоглупостей в них не было! Увидеть барана —к почестям, флюгер — к разводу, змею — к неприятности;сало продавать или покупать — в любви повезет, щеткаодежная приснится — грусть и тоска...Порой «объяснения» сновидений исходили попростуиз внешних совпадений: видишь волка, который резал укрестьян скот,— к неприятности; вырвали во сне зуб —жди и наяву потерю. Даже еще проще, связь сновидений сдействительностью усматривали в простом совпадениизвучания слов — увидел во сне печь, значит, быть тебепечальным. И самое забавное было в том, что в различных сонниках, которые печатались до революции во множестве, одини тот же сон толковался по-своему. Блохи, уверял автородного сонника, вещают о каком-то счастливом событии; нет, возражает автор другого «руководства» по сновидениям, блохи всегда к беспокойству. Суеверных людей этоне смущало. Они хотели верить и верили.

Так, может быть, в этой вере есть что-то реальное? Может быть, она не так уж беспочвенна? Разберемся вэтом поподробнее. Человеку приснилось, будто его укусила за ногу собака. Прошло несколько дней, и он действительно почувствовал на месте мнимого укуса сильную боль, а затем наноге образовалась язва. Выходит, сон был пророческим?Не будем торопиться с выводом. Весь секрет этого сна втом, что, когда человек увидел его, болезненный процессуже протекал, хотя язвы еще не было. Болевые сигналыпоступали в мозг человека и днем, но они заглушалисьдругими ощущениями. Больной просто не замечал, не чувствовал этих сигналов. Во сне же, когда сильные раздражители были устранены, дали знать о себе слабые, они-то и были отмеченымозгом. Значит, сновидение не предсказало, а лишь отразило то, что уже существовало в действительности. Подобные сны случаются часто. По ним врачи иногдаузнают о скрыто развивающихся болезненных процессах.Еще в 1935 г. советский исследователь доктор М. И. Аствацатуров писал: «Можно, например, признать, что если тревожные сновидения... сочетаются с внезапными пробуждениями, сопровождающимися безотчетным страхом смерти,то это может возбуждать подозрение о заболевании сердцав таком периоде, когда никаких других субъективных жалоб, указывающих на такое заболевание, не имеется».

Связь сновидений с некоторыми заболеваниями подробно исследовал доктор медицинских наук В. Н. Касаткин. В своей книге «Теория сновидений, некоторые закономерности их возникновения и структуры» он пишет, что сновидения могут предсказать начало таких заболеваний, какжелтуха, туберкулез легких, хронический гастрит, опухоли головного мозга. Все быстро развивающиеся болезни(грипп, ангина, острый аппендицит и др.) могут отразиться в сновидении накануне заболевания. Когда человеку снится, что он хочет вынырнуть изводы, что на грудь его наваливается тяжесть, что он пытается пролезть в узкую щель и застревает в ней или что-нибудь подобное, то такие сновидения могут быть симптомами начала воспаления легких, плеврита, туберкулеза .«В том, что в сновидениях,— отмечает В. Н. Касаткин,— может отражаться предвидение заболеваний задолгодо признания лечащим врачом, нет никакой мистики.И это подтверждается хотя бы тем, что сроки предвидения «сна-диагноста» почти полностью совпадают с продолжительностью скрытого, или инкубационного, периода заболевания. Мы привыкли связывать в своем сознании множество внешних признаков заболевания с самим фактомзаболевания, доискиваться причин болезни. В нашеммозгу в результате опыта, чьих-то рассказов или прочитанного укоренились свои ассоциации на каждый случай вжизни, включая раздражители, болезненное состояние.Поэтому, если мозг во сне, получив едва уловимый сигналот заболевшего органа, вырабатывает свою ассоциативнуюкартину, мы ее и наблюдаем в виде сна. И если нам внушено с детства, что «есть сырое мясо нельзя — заболеешь»,то, очевидно, нет ничего мистического в том, что человекможет перед болезнью (а вернее, уже заболевая) видеть восне сырое мясо». Подобные «пророческие» сны совсем нередки. Конечно, далеко не каждое неприятное сновидение говорит о заболевании. Гораздо чаще причинами тяжелых сновидений служат духота в комнате, переполненный желудок, неудобноеположение спящего в постели. Помните Пульхерию Ивановну из «Старосветских помещиков»? Плотно поев, онавидела затем тяжелые сны. Вот другая разновидность «вещего» сна. Дочь уезжает из дома, прощается с матерью. В тот же вечер в поезде ейснится тревожный сон: мать очень больна и зовет к себедочь. На другую ночь сон повторяется. На этот раз онавидит, как маму хоронят. Совсем обеспокоенная, дочь поприезде дает телеграмму домой.

Ей отвечает брат: «Мамаслегла». Женщина возвращается и застает мать совсемплохой, через неделю ее хоронят. Объяснить этот «вещий» сон совсем не трудно. Прощаясь с матерью при отъезде, дочь видела ее нездоровое, землисто-бледное лицо. Видела, но не придала этому большогозначения. Мысли были заняты предстоящим отъездом. Нов ее памяти отложился образ больной женщины. В поездедочь думала о том, увидится ли она с матерью еще раз,ведь та уже стара. Еще и еще раз в памяти всплываласцена прощания, грустный взгляд мамы. Удивительно ли,что в первую же ночь ей снится сон, в котором мозг выдает в виде яркого образа воспоминание о доме. А затемсон — картина смерти — то, о чем она думала днем. Говоря о «вещих» снах, нельзя не сказать и о том, чточаще всего сновидения сбываются благодаря случайнымсовпадениям или и того проще — верящий в вещие сныпросто «подгоняет» какое-либо событие из своей жизнипод сновидение, чтобы оправдать его, убедить себя и других в том, что сон оказался вещим. Не стоит также забывать, что нередко рассказы о сбывшихся снах — это простовыдумка фантазеров, которые любят поболтать и поразитьчем-нибудь своих слушателей. Вот сколько возможностей предоставляется суеверномучеловеку для того, чтобы он до конца жизни был твердоубежден в существовании «вещих» снов. И что самое неприятное, эти представления увлекают человека в мирсуеверий, укрепляют у него веру и в потусторонние силы,и в судьбу, «от которой никуда не уйдешь».

Конечно, все знают, что далеко не каждое сновидение сбывается. Поэтому толкователи снов прибегают к различным уловкам. Они говорят, что только некоторые сны бывают «вещими», а остальные — нет. Получается так: удалось человеку как-то подогнать факт из своей жизни подсновидение — оно становится вещим; не удалось, значит,сон обычный. Очень удобное объяснение! Иные толкователи сновидений говорят, что «вещие» сныможно видеть лишь в определенные дни недели, скажем впятницу, или даже в определенный день после новолуния. Увиденный сон в первый день от новолуния — «справедливый», на второй день—«скоро сбудется», на двадцатьшестой—«неопасен», на двадцать девятый день—«неисполнится».

Между прочим, людям, верящим в то, что сновидениеможет предсказать любые будущие события, полезноузнать: исследователи могут с успехом вызвать у спящегосновидение заранее придуманного содержания. В конце прошлого века норвежский ученый Вольд проводил такие опыты: на ночь он перевязывал своим сотрудникам суставы пониже лодыжек шнурком. Стопа приводилась в такое положение, как будто человек стоит на цыпочках. Спящему снилось, что он бежит, поднимается полестнице, становится на цыпочки, едет на велосипеде. В полуоткрытый рот уснувшего человека капали воду,и ему приснилось, что он тонет. Лицо спящего закрылиодеялом, стало трудно дышать, и ему приснилось, что нанего набросилось какое-то чудовище и душит его. А еслизакрыть лицо одеялом и тут же быстро снять его, то емуприснится, что он летает по воздуху. Лицо человека освещают красным светом, и ему можетприсниться гроза с яркими вспышками молнии.

Сновидение с падением в пропасть можно вызвать, быстро разогнув у спящего согнутые в коленях ноги. Легко представить себе, какие выводы может сделатьсуеверный человек, увидев во сне что-либо подобное. Онпостарается выяснить у «знающих людей», что именно предвещает такой сон. Но ведь этот сон ему попросту навязали! Говоря другими словами, взяли его судьбу в своируки и стали определять, чему в его будущей жизни бытьи чему не бывать. «Сон дает отдых и успокоение для всех, кроме суеверного,— говорил знаменитый древнегреческий писательПлутарх.— Несчастную душу его тревожат страшные видения и чудные призраки, так что мучительные сновидения прогоняют самый сон. Но и проснувшись, суеверныйне признает своих видений лживыми: так что страх неоставляет его ни во сне, ни наяву». Стоит ли уподобляться такому человеку?

В литературе часто встречаются термины «веротерпимость», «свобода вероисповедания», «свобода совести». В чем их различие?

В разное время свобода совести выступает как требование различных массовых социальных движений, характер которого определяется соответствующим уровнем развития общественного сознания, конкретными политическими и в конечном счете экономическими условиями. История борьбы за свободу совести — это история борьбы за право человека иметь определенные убеждения, следовать им и выражать их. Первоначально это выступления последователей определенных вероучений за веротерпимость — право беспрепятственно исповедовать свою веру, затем массовые движения за свободу религии или вероисповедания — право исповедовать любую религию и, наконец, борьба трудящихся за свободу совести в полном смысле этого слова, то есть за право человека верить в любого бога и отправлять религиозный культ или быть свободным от религии, иметь и выражать атеистические убеждения.

Выдвигаемые массовыми социальными движениями требования веротерпимости, свободы вероисповедания, свободы совести приобретали общеобязательный характер, лишь будучи санкционированными государством и воплощенными в праве. Религиозная нетерпимость, а вместе с ней и в противовес ей требование веротерпимости возникают в основном на завершающем этапе перехода от политеизма к монотеизму и формирования государственных религий. Социальные движения за веротерпимость в рабовладельческом и феодальном обществах выражали протест против предпочтения государством одной из имеющихся в стране религий другим, ограничения законом свободы отправления культа или даже запрещения негосударственных вероисповеданий и преследований их последователей. История свидетельствует, что, добившись признания государством и превратившись из гонимых в господствующие, различные религиозные организации скоро отказывались от веротерпимости.

Наибольшую религиозную нетерпимость проявили христианские церкви, которые использовали самые бесчеловечные средства для утверждения права на существование только своей религии и искоренения других конфессий. Древнеримское государство, терпимо относившееся к культам множества богов, преследовало христианство за его «демократически революционный дух» (см.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 33, с. 43). В этих условиях христиане выступали за свободу выбора божества. После того как христианство получило правовое признание и превратилось в государственную религию, его идеологи постепенно изменили свое отношение к другим религиозным культам, стали добиваться абсолютного господства над «душами» подданных империи.

В 313 г. закон, признавший христианство, предоставлял каждому право поклоняться тому богу, к которому влечет его совесть. Затем под влиянием христианских иерархов государство стало устанавливать наказания за отправление языческих богослужений. В 380—385 гг. они под страхом смертной казни были запрещены. Исповедание христианской религии стало общеобязательным. Подвергались жестоким преследованиям и еретики-христиане, чьи верования отклонялись от догматического учения. На протяжении последующей многовековой борьбы с ересями церковь пользовалась безоговорочной поддержкой государства, которое в соответствии с решением IV Латеранского Вселенского собора 1215 г. предавало сожжению еретиков, переданных ему для наказания церковными судами. Протестанты во время Реформации боролись за право человека отречься от католицизма и принять ту или иную разновидность протестантской веры. Добившись господствующего положения в ряде европейских стран, протестантские церкви провозгласили право государства на преследования всех инаковерующих и активно использовали его против своих религиозных противников.

В Англии, например, объявлялись еретическими и подвергались жестоким репрессиям все христианские вероучения, кроме государственного. Ислам по сравнению с христианством отличался большей веротерпимостью, но в странах, где он был государственной религией, терпимость к иным религиям распространялась не на все вероисповедания. Вместе с тем, как отмечал К. Маркс, ислам и основанные на нем законы разделяли всех людей на правоверных и неверных и создавали состояние непрерывной вражды между ними (см.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 10, с. 167).

В России старообрядцев, признанных православной церковью еретиками, лишали имущества, пытали, отправляли в ссылку, сжигали заживо. Буржуазные идеи свободы совести были направлены против одного из основных устоев феодализма — католической церкви с ее религиозной нетерпимостью, которая мешала развитию капитализма. Наиболее революционные идеологи буржуазии определяли свободу совести как свободу не только любых религиозных, но и атеистических убеждений, что нашло даже отражение в некоторых правовых актах буржуазных государств. Однако вскоре, осознав свою кровную заинтересованность в религии, освящающей его власть, новый господствующий класс исключил из законодательства все положения, допускающие право человека не исповедовать никакой религии.

С тех пор буржуазная концепция свободы совести подразумевает обязательную принадлежность человека к какой-либо религии и целиком сводится к свободе вероисповедания. Она включает: допущение в государстве различных вероисповеданий, предоставление им равных прав и возложение на них равных обязанностей; право каждого гражданина по достижении им определенного возраста избирать и исповедовать без принуждения любую религию, вступать в религиозные общества и беспрепятственно выходить из них; свободное учреждение верующими религиозных обществ, коллективное и индивидуальное отправление ими религиозных обрядов; равенство прав граждан независимо от того, какую религию они исповедуют. Буржуазная свобода совести, но словам К. Маркса, «не представляет собой ничего большего, как терпимость ко всем возможным видам религиозной свободы совести...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 30).

Революционный пролетариат в истории человечества выступает как класс, который нуждается не в религиозной поддержке нового строя, а во всемерном овладении массами научным мировоззрением, в наиболее полном осуществлении прав человека, в том числе и свободы совести. Свобода совести в ее марксистско-ленинском понимании и воплощении в советском нраве включает и свободу вероисповедания — право каждого человека исповедовать любую религию и право не исповедовать никакой, то есть быть атеистом, выражать и отстаивать свои атеистические убеждения. При этом указывается на недопустимость искусственного форсирования процесса отмирания религии, даже тени насилия, неуважения к религиозным убеждениям, оскорбления религиозных чувств.

Через несколько дней после победы Великой Октябрьской социалистической революции Декларация прав народов России отменила «все и всяческие национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения». Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», принятый в январе 1918 г., провозгласил: «Каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются». Конституция РСФСР 1918 г. предоставила политические права трудящимся независимо от отношения к религии и вероисповедания. Конституция 1936 г. признавала за всеми гражданами свободу отправления религиозных культов и свободу антирелигиозной пропаганды. Действующая ныне Конституция СССР предусматривает наиболее полные и действенные гарантии права советских граждан на свободу вероисповедания и свободу атеизма. Она определяет свободу совести как «право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду».

Советское законодательство о религиозных культах гарантирует право граждан индивидуально и коллективно исповедовать любую религию, создавать религиозные объединения, участвовать в их деятельности, в религиозных обрядах и церемониях, менять веру и выходить из религиозных объединений. Закон устанавливает равные права и равные обязанности для всех вероисповеданий, обеспечивает все необходимые условия для их деятельности по удовлетворению религиозных потребностей верующих. Веротерпимость можно рассматривать не только как начальный этап становления свободы совести. Выражая отношение государства к определенным религиям и их последователям, веротерпимость выступает как необходимый элемент свободы вероисповедания. Важнейшие условия осуществления веротерпимости — отсутствие юридической и фактической дискриминации людей в связи с их вероисповедной принадлежностью, запрещение законом вражды на почве религиозных верований. Такие условия гарантируются советским законодательством.

В соответствии со статьей 34 Конституции СССР все граждане равны перед законом независимо от отношения к религии. Равноправие граждан СССР обеспечивается во всех областях экономической, социальной и культурной жизни. Любая дискриминация граждан в связи с их отношением к религии, с вероисповедной принадлежностью недопустима.

Возникновение и развитие социалистического общества органически связано с ликвидацией политических, экономических, социальных и исторических причин нетерпимости и дискриминации на почве религии, характерных для дореволюционной России. Они отмирают в процессе осуществления культурной революции, обеспечения расцвета культуры, в том числе народов, чуть ли не полностью безграмотных до революции; устранения неравенства наций, народностей, национальных и этнических групп, вражды и недоверия между ними, культивировавшихся царским самодержавием, формирования высокой культуры межнациональных отношений, братства и дружбы народов СССР, идейно-политического, трудового и нравственного воспитания людей, всестороннего развития личности; формирования и укрепления социально-политического единства, коллективизма и товарищеской взаимопомощи советских людей независимо от их отношения к религии. Статья 52 Конституции СССР, гарантируя свободу совести, запрещает «возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями», то есть возбуждение враждебного отношения последователей одного вероисповедания к лицам, исповедующим другую религию, а также вражды и ненависти между верующими и неверующими гражданами.

«Партия будет и дальше,— говорится в новой редакции Программы КПСС,— способствовать тому, чтобы расширялись и обогащались социально-экономические, политические и личные права и свободы граждан, создавались все более благоприятные условия и гарантии их полной реализации» (Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза. М., 1986, с. 158). Партия, используя средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, обращает особое внимание на недопустимость оскорбления чувств верующих, выступает в своей Программе за неукоснительное соблюдение конституционных гарантий свободы совести (там же, с. 165).

Рекомендуемая литература:

Вопросы теории и жизнь. М., 1983, вып. 6, с. 405—412.
Кириченко М. Г. Свобода совести в СССР. М.,1985.
Клочков В. В. Религия, государство, право. М., 1978.
Клочков В. В. Фальшивый эталон.— Аргументы. 1983. М., 1983.
Куроедов В. Л. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984.


Отрывок из сборника "Атеизм и религия: вопросы и ответы"

«Это нормально не знать ответы на все вопросы. Лучше признавать свое невежество, чем верить в ответы, которые могут быть неправильными. Притворство что мы знаем все, закрывает дверь для понимания что же там на самом деле»

Нил Деграсс Тайсон

Научный подход на Google Play

Файлы

Космос: эволюция Вселенной, жизни и цивилизации

Радость познания

Побег из тьмы. Рассказ бывшего священника

А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений