Космонавты и астронавты видели инопланетян?

Космонавты и астронавты видели инопланетян?

Хочу напомнить факт, который кажется банальным и общепринятым: аббревиатура НЛО расшифровывается как «неопознанный летающий объект». Однако усилиями фантастов, журналистов и телевидения в нашем восприятии сложился стереотип: НЛО — это обязательно «летающая тарелка» инопланетян. Уфология пытается изображать из себя настоящую науку и для утверждения собственной значимости часто апеллирует к авторитетам: ученым, политикам, военным и, конечно, космонавтам. Причем если авторитетный человек утверждает, что сам наблюдал однажды НЛО, то тут же следует вывод: он поддерживает инопланетную интерпретацию феномена. Таким образом утверждается мысль, что «летающими тарелками» нужно заниматься всерьез, ведь авторитетные люди не могут ошибаться.
 
После отмены государственной цензуры в Советском Союзе на полках магазинов начали появляться уфологические труды, имевшие поначалу наукообразный вид. Перечислю некоторые из них: Борис Шуринов «Парадокс ХХ века»; Николай Ерин, Юрий Ильинский «Удивительные тайны НЛО. Хроника. Факты. Версии»; Герман Колчин «НЛО. Факты и документы»; Юлий Платов, Владимир Рубцов «НЛО и современная наука». Хотя авторы всех этих книг подчеркивали, что изучение феномена нельзя сводить только к гипотезе о его инопланетной природе, они в той или иной форме доносили до читателей, что без этой гипотезы не обойтись. Как минимум она должна обсуждаться в социально-культурном контексте, что, например, советовали делать Юлий Платов и Владимир Рубцов. При этом они же называли отрицание гипотезы «символом веры», уравнивая таким образом ее сторонников и противников. Читателю, который ничего не слышал о «бритве Оккама» и принципе Сагана, подобные сентенции должны были казаться убедительными.
 
Помимо прочего, в перечисленных книгах приводились свидетельства о встречах космонавтов и астронавтов с НЛО. К примеру, Борис Шуринов и Герман Колчин посвятили этому вопросу полноценные разделы. Почему это важно для уфологов? Дело в том, что наземные и атмосферные наблюдения НЛО всегда можно объяснить «приземленными» причинами: атмосферными явлениями, испытаниями перспективной техники и т.п. Куда сложнее объяснить наличие «тарелок» в открытом космосе. Земляне построили и запустили не так уж много космических аппаратов, чтобы от них стало тесно на орбитах, посему если рядом с космическим кораблем появляется некий объект, который еще и активно маневрирует, то без привлечения инопланетной гипотезы трудно обойтись.
 
Уфологи приводят множество фактов о встречах американских астронавтов с НЛО, причем начиная с полета Джона Гленна. Большинство из них оказываются на поверку не фактами, а газетными утками или «испорченным телефоном», когда информация, предоставляемая NASA, искажается или неверно интерпретируется в пользу очередной конспирологической теории. Тем не менее есть несколько историй, которые обрели широкую известность и на которые часто ссылаются отечественные уфологии.
 
В июне 1965 года на орбиту отправился корабль «Джемини-4». Астронавты Джеймс Макдивитт и Эдвард Уайт должны были провести в космосе четверо суток и осуществить процедуру выхода в открытый космос, воспроизведя и перекрыв таким образом предшествующие достижения СССР. На второй день полета, когда корабль проходил над Гавайями, Макдивитт сообщил, что видит объект, похожий на «пивную банку с ручкой». Сам он рассказывал об этом так: «Я летал с Эдом Уайтом. Он спал в то время, поэтому у меня нет никого, кто бы мог подтвердить мою историю. Мы дрейфовали в пространстве с выключенными двигателями и приборами, когда объект внезапно появился в иллюминаторе. 
 
Он имел определенно цилиндрическую форму и был белым; еще у него была длинная ручка, которая торчала сбоку. Я не знаю, был ли это очень маленький объект поблизости или очень большой объект в отдалении от нас. Мне не с чем было сравнивать. Поэтому я действительно не знаю, насколько он был большим. У нас было две камеры, которые в то время просто плавали в космическом корабле, я схватил одну и сфотографировал объект, потом схватил другую и тоже сфотографировал. Затем я включил системы управления, потому что боялся, что мы можем столкнуться с объектом. В тот момент <…> Солнце осветило иллюминатор корабля. Стекло было грязным, как в автомобиле, поэтому было невозможно что-то увидеть сквозь него. Я запустил двигатели ориентации и повернул корабль так, чтобы иллюминатор снова оказался в темноте, но объект исчез. Позже я связался с операторами и рассказал им, что произошло, а они проверили свои записи о космическом мусоре, который летал вокруг, но не смогли определить, что это могло быть».
 
Описание НЛО и сделанные снимки были переданы для анализа комиссии Эдварда Кондона, но она не смогла найти объяснение наблюдению Макдивитта. Новость попала в таблоиды, и астронавт сделался «звездой» уфологии. Разумеется, NASA пришлось как-то реагировать на шумиху, и было заявлено, что тот видел вторую ступень ракеты-носителя «Титан-2» (Titan II), которая вывела корабль на орбиту. Понятно, что объяснение вызвало недоверие: неужели астронавт настолько плохо подготовлен, что не может опознать часть своей ракеты? Отрицал возможность путаницы и сам Макдивитт. И все же такую возможность, как указывает историк космонавтики Джеймс Оберг в статье «НЛО “Джемини-4”», опубликованной в журнале UFO Report осенью 1981 года, исключать нельзя. Встреча с НЛО продолжалась всего полминуты, причем большую часть времени астронавт возился с фотокамерами. Ему в лицо бил солнечный свет; из-за чистого кислорода, который использовался в американских кораблях, его глаза слезились. В таких условиях трудно что-то правильно идентифицировать.
 
Что же с фотографиями? Специалисты NASA изучили пленку и выбрали снимок, который, по их мнению, соответствовал рассказу Макдивитта. Однако на нем вместо таинственного  белого цилиндра обнаружился светящийся «головастик», который интерпретировали как солнечный блик на иллюминаторе. Казалось, исследователи должны были испытать разочарование, но не тут-то было: видный уфолог Джордж Фосетт немедленно заявил, что астронавт сфотографировал «несколько странных объектов, включая яйцеобразный НЛО с 
выхлопом».
 
Со временем популярность истории росла. Например, в 1975 году Национальный комитет по расследованию воздушных феноменов (The National Investigations Committee On Aerial Phenomena, NICAP) назвал мутную фотографию с «головастиком» одним из четырех лучших снимков НЛО в истории. При этом Макдивитту начали приписывать разные высказывания в пользу гипотезы инопланетного происхождения объекта. И он был вынужден оправдываться, раз за разом повторяя, что никогда не связывал увиденный объект с пришельцами. 
 
Американский летчик Лоуренс Куше, занимавшийся аномальными явлениями и известный у нас книгой «Бермудский треугольник: мифы и реальность», попросил астронавта прокомментировал ситуацию и получил исчерпывающий ответ: «Сообщаю, что во время своего полета в космическом корабле “Джемини IV” я действительно видел то, что некоторые люди называют НЛО. Напоминаю, что буквы Н, Л, О означают “неопознанный летающий объект”. Объект, который я видел, остается неопознанным. Но отсюда вовсе не следует, что это космический корабль с какой-нибудь далекой планеты во Вселенной. Отсюда также не следует, что это не космический корабль. Отсюда следует только одно: во время полета я видел объект, который ни я, ни кто-либо другой еще не могли опознать и определить, что это такое». Как видите, Макдивитту тоже пришлось напомнить факт, который вроде бы кажется банальным и общепринятым.
 
Схожая история произошла и с астронавтами, отправившимися на орбиту в декабре 1965 года на корабле «Джемини-7». Фрэнк Борман и Джеймс Ловелл проработали в космосе почти 14 суток, что должно было подтвердить практическую возможность экспедиции к Луне. В ходе полета они планировали состыковаться со спутником-мишенью «Аджена-Д» (Agena D). Сразу после выхода на орбиту Борман провел запланированный эксперимент: развернул корабль и сблизился со второй ступенью ракеты-носителя. При этом астронавты отметили, что ступень окружена мусором и замерзающими остатками топлива. Ловелл сделал несколько снимков вращающейся ступени, при этом астронавты сообщали наземным операторам, что наблюдают «мириады мелких частиц». Хотя их происхождение было очевидным, стенограмма переговоров заинтересовала специалистов из комиссии Кондона. В одном месте Борман сообщил: «Бабайка на десять часов». Наземный оператор попросил уточнить, что имеется в виду. Ловелл пояснил, что, помимо ракетной ступени и облака частиц, они наблюдают блестящее тело. На этом инцидент был исчерпан, и астронавты занялись подготовкой к переводу корабля на более высокую орбиту.
 
Тем не менее «бабайка» (в оригинале — bogey) Бормана стала одной из уфологических легенд. О ней, в частности, сообщал астроном Джозеф Аллен Хайнек, перековавшийся из скептика в профессионального уфолога. В своей книге «Грань реальности. Доклад о неопознанных летающих объектах» (The Edge of Reality: A Progress Report on Unidentified Flying Objects, 1975), написанной в соавторстве с Жаком Валле, он описал историю с «бабайкой» как необъяснимое наблюдение НЛО, причем пользовался не реальным свидетельством Бормана, а вольным пересказом, сделанным вышеупомянутым Джорджем Фосеттом. Новая версия, обрастая фантастическими подробностями, перекочевала в труды других исследователей аномальных явлений: Дональда Кихоу, Чарльза Берлица, Брэда Стайгера (Олсона). «Бабайка» превратилась в «массивный сферический объект», а сама история легла в основу конспирологической теории, гласящей, что инопланетяне мешают намразвивать космонавтику.
 
Своего апогея шумиха вокруг мифа о встрече экипажа «Джемини-7» с инопланетными диверсантами достигла в 1977 году, когда конспиролог Роберт Уилсон опубликовал в книге «Космический триггер I: Последний секрет иллюминатов» (Cosmic Trigger I: The Final Secret of the Illuminati) фотоснимок двух НЛО овальной формы со светящимися нижними сторонами, которые якобы сделали астронавты. Историк Джеймс Оберг установил, что кто-то взял оригинальную фотографию из архива NASA (NASA S65-63722) и отретушировал ее так, чтобы два двигателя ориентации по крену выглядели как непонятные овальные объекты. И примитивная подделка была растиражирована во множестве специфических изданий (http://www.jamesoberg.com/gemini7.html).
 
Примерно на таком же уровне происходило и обсуждение мифических свидетельств встреч с инопланетянами экипажей кораблей «Аполлон», летавших к Луне. Причем в случаях, если астронавты вступают в полемику с уфологами и прямо говорят о том, что никогда не наблюдали чего-то, что можно было бы однозначно интерпретировать как искусственные объекты, управляемые пришельцами, их начинают обвинять в замалчивании важной информации под давлением спецслужб. Доверия нет даже к тем астронавтам, которые поддерживают идею тайного присутствия инопланетян на Земле, — среди них Эдгар Митчелл и Гордон Купер. Уфологи, вероятно, не понимают, что своими домыслами и мистификациями не только дискредитируют собственные изыскания, но и оскорбляют астронавтов, выставляя их лжецами, трусами и дураками.
 
Советские космонавты некоторое время находились в «тепличных» условиях, хотя их много раз пытались втянуть в обсуждение уфологической тематики. Главным инициатором процесса был хорошо знакомый нам Феликс Зигель.В 1967 году началась подготовка мощного междисциплинарного сборника «Населенный космос», посвященного актуальным проблемам астробиологии и поиска внеземных цивилизаций. Поскольку иностранные ученые, приславшие свои статьи, так или иначе затронули модную уфологию, Зигель предложил включить в сборник раздел о наблюдениях НЛО в СССР. Пользуясь случаем, он написал для журнала «Смена» статью «НЛО — что это такое?», которая ожидаемо вызвала огромный интерес публики. 
 
На волне общественной поддержки 17 мая 1967 года в Центральном доме авиации и космонавтики имени М. В. Фрунзе (ЦДАиК) состоялось собрание группы по изучению НЛО. Руководителем группы был избран генерал-майор инженерно-авиационной службы Порфирий Столяров, его заместителем — Феликс Зигель. Основными целями декларировались сбор сообщений о НЛО по Советскому Союзу и подготовка почвы для создания соответствующего научного комитета. Осенью было согласовано учреждение Отделения по НЛО Всесоюзного комитета космонавтики ДОСААФ, а 18 октября состоялось его первое заседание, на котором присутствовало свыше 300 человек, в том числе журналисты и телевизионщики. В результатебыло избрано бюро Отделения, намечены тематические секции и план работ. 10 ноября Столяров и Зигель выступили по
Центральному телевидению с призывом присылать сообщения о НЛО. Разумеется, в адрес Отделения тут же посыпались письма. Но обработать их не удалось: в конце ноября ЦК ДОСААФ принял постановление о роспуске новоиспеченной организации. В декабре в Московском планетарии состоялся цикл лекций с опровержением уфологии, а затем Отделение общей и прикладной физики АH СССР, возглавляемое академиком Львом Арцимовичем, приняло постановление с осуждением инициатив по изучению НЛО. В итоге после длительной подковерной борьбы на уфологическую проблематику в советской печати был наложен негласный запрет; статьи, посвященные НЛО, из сборника «Населенный космос» были изъяты, а Феликса Зигеля подвергли гонениям.
 
Итак, первая попытка привлечь космонавтику к сотрудничеству в области изучения НЛО провалилась. Однако у сторонников уфологии осталась площадка для донесения своих идей — популярный журнал «Техника — молодежи», где продолжали обсуждаться и теория палеоконтакта, и наблюдения аномальных явлений, и Тунгусский метеорит, и загадки древних цивилизаций — практически все современные мифы. В 1979 году там появилась новая рубрика «Покорители космоса — о жизни, о Земле, о Вселенной». В ней летчики-космонавты отвечали на шесть вопросов, третий из которых звучал так: «С какими новыми, ранее неизвестными явлениями столкнулись вы во время полета? Можно ли говорить всерьез о возможной встрече космонавтов с инопланетянами?». Космонавты отвечали аккуратно и в благоприятном для уфологов русле. Они уверенно говорили о том, что инопланетные цивилизации наверняка существуют где-то во Вселенной, и о том, что феномен НЛО, даже если он не связан с гипотетическими пришельцами, нужно изучать. Но вот незадача — ни один из них не признался, что лично видел в космосе хоть что-то, напоминающее «летающую тарелку».
 
Например, Виктор Горбатко прямо заявил: «Бесспорно, жизнь есть не только на Земле, но против факта не пойдешь — ни мы, ни американские астронавты пока не встречались с инопланетянами или их зондами. В 1977 году на Авиационном салоне в Париже я между делом спросил Томаса Стаффорда: “Правда ли, что ваши коллеги видели каких-то там «зеленых человечков»?” Он ответил вопросом: “А ваши?” — “Никого!” — “И наши никого!” Мы уже убедились, что в пределах Солнечной системы наша цивилизация одинока».
 
Георгий Гречко, несмотря на свою любовь к палеофантастическим теориям, высказался еще резче: «Первое свидание с “братьями по разуму” не пройдет бесследно. Мне кажется, оно может произвести целую революцию в естествознании. Кто из нас — от увлеченных “гениальными” идеями мальчишек до солидных и опытных космонавтов — не мечтал о такой встрече! К сожалению, иногда мы склонны принимать желаемое за действительное. Отсюда многочисленные сообщения о каких-то таинственных контактах с существами из других миров. Но на поверку оказывается, что это или ошибки, или мистификации». В то же время читатель, который не разбирался в тонкостях взаимоотношений уфологии и академической науки, мог подумать, что если на страницах журнала с тиражом 1,5 млн экземпляров герои-космонавты всерьез обсуждают «летающие тарелки», причем в контексте гипотезы инопланетного происхождения, то в этой теме что-то есть.
 
Уловка не осталась незамеченной. Известный популяризатор Владимир Губарев опубликовал два материала под одинаковым названием «Легенда о пришельцах»: статью в газете «Правда» от 2 марта 1980 года и беллетризованный очерк в журнале «Наука и жизнь» (1980. №11–12). В первом он прямо обвинил отечественных уфологов в попытке привлечь астронавтов и космонавтов к обоснованию своих гипотетических построений, во втором еще раз привел высказывания космонавтов по поводу «летающих тарелок»: «Я отношусь к ним [пришельцам] серьезно, — вдруг сказал Олег Макаров, — люди увлекаются, к примеру, коллекционированием марок, а пришельцы разве хуже?
 
— Это все гораздо серьезнее, — не согласился Георгий Гречко, — меня на каждой встрече спрашивают о пришельцах и “тарелочках”. Еще после первого полета. “Нет, — говорю, — невидел”, — но не верят! Словно я что-то скрываю… А ведь действительно не видел!
— Помнишь, контейнеры с отходами? — спросил Макаров.
— Действительно, это классический пример “тарелочек”! — Гречко почему-то обрадовался. 
— Вы знаете о нем? <…> Идет грузовик на стыковку к нам. Вдруг на телеэкране появляется точка, медленно движется в сторону… Ну, мы с Юрой Романенко сразу определили: это один из контейнеров с отходами, который мы выбросили в космос со станции… А на Земле уже легенда: мол, вокруг “Салюта” корабли инопланетян шныряют. А эти контейнеры, верно, нас сопровождали, пока мы орбиту станции не изменили во время коррекции…»
 
Как видите, двух толкований быть не может: люди, летающие в космос, периодически видят НЛО, но уверены, что они имеют земное происхождение. Нужно ли обращать внимание на такие объекты? Обязательно! Ведь если рядом с кораблем появляется некий посторонний предмет, то это либо его отвалившаяся часть, либо космический мусор — и то и другое может представлять угрозу для выполнения миссии.
 
Впрочем, времена меняются. И не всегда в лучшую сторону. В 1980-е годы в советской прессе стали благожелательнее относиться к материалам, написанным в поддержку уфологии и гипотезы инопланетного происхождения НЛО. К концу существования Советского Союза любители аномальных явлений опять начали объединяться в группы, и больше не выглядело чем-то странным, когда заслуженный космонавт Павел Попович сначала возглавил Всесоюзную уфологическую ассоциацию, а с 1992 года стал президентом Уфологической ассоциации СНГ и Академии энергоинформационных наук.
 
Примечательно, что уфологии не забыли и не простили прежние гонения. Например, Борис Шуринов в уже упоминавшейся книге «Парадокс ХХ века» довольно едко высказывается в адрес того же Владимира Губарева, который пытался остановить вовлечение космонавтики в утверждение гипотезы инопланетного происхождения НЛО. Что касается заявлений астронавтов и космонавтов о том, что они не видели «летающих тарелок», то Шуринов прокомментировал его довольно своеобразно: «Человек, побывавший в космосе, может сказать по возвращении на Землю, что он не видел НЛО. И мы должны относиться с уважением к сказанному, так как у нас нет оснований не верить. Но “не видел НЛО” не тождественно “НЛО не существуют”, следовательно, “не видел НЛО” не является доказательством отсутствия неопознанных летающих объектов. Космонавт или астронавт, не видевший НЛО, может добавить: “Думаю, что их не существует”, “Полагаю, что мы одиноки во Вселенной” или что-либо в этом роде, но это всего лишь предположения, сомнения, а отнюдь не доказательства отсутствия НЛО.
 
Человек, побывавший в космосе, может сказать, что он видел какой-то объект, который послеанализа всех видимых характеристик рассматривается им как неопознанный летающий объект. И мы должны относиться с уважением к сказанному, так как у нас нет основания не верить. Все космонавты и астронавты достойны доверия в равной степени, следовательно, сказанное ими должно приниматься во внимание в равной степени. Но “не видел”, сказанное одним космонавтом или астронавтом, не свидетельствует об отсутствии НЛО. В то время как “видел”, сказанное другим, свидетельствует об их существовании и дает право тому, кто не видел, надеяться на возможную встречу. По вопросу о “видел — не видел” у меня все. А те, кто желает вернуться к детсадовским рассуждениям об отсутствии НЛО, опираясь на специально отобранные подходящие высказывания отдельных астронавтов и космонавтов, невидевших НЛО, могут продолжать в том же духе».
 
Мы не будем прибегать к «детсадовским рассуждениям». Мы просто укажем на то, что Шуринов использует здесь argumentum ad ignorantiam — аргумент к незнанию, когда всякое предположение, ложность которого не доказана, считается истинным, и наоборот. Знакомый нам Карл Саган приводил пример использования аргумента к незнанию в уфологии, который близок по смыслу доводам Шуринова: «Нет исчерпывающих доказательств того, что НЛО не посещали Землю, значит, НЛО существуют и где-то во Вселенной есть разумная жизнь». 
 
Понятно, что аргумент не может быть принят, поскольку с его помощью можно обосновать все что угодно — в том числе шизофренические фантазии. Кроме того, он противоречит логике и здравому смыслу. Попробуйте применить аргумент к незнанию хотя бы к обычной бытовой ситуации, и вы сразу увидите его ущербность. «Вы пьете коньяк по утрам, поскольку обратное исчерпывающе не доказано». «Вы маньяк-убийца, поскольку обратное исчерпывающе не доказано». И т.п.
 
Безусловно, мы должны с уважением относиться к показаниям людей, побывавших в космосе и не встретивших там инопланетян. Больше того, нам не следует оскорблять их сомнениями в искренности или некомпетентности — в конце концов, они образованнее нас и находятся на передовой научно-технического прогресса. Если же вам не нравится, что ваши взгляды на проблему инопланетного присутствия на Земле расходятся с тем, что сообщает практическая космонавтика, то, наверное, стоит задуматься, насколько далеко вы готовы зайти в отрицании реальности.
 
Подведем итог. Мифология, связанная с уфологией, пополнилась новыми легендами с началом космической эры. С тех пор любой неопознанный объект в космосе трактуется в пользу гипотезы присутствия инопланетян в Солнечной системе и на Земле. Однако летавшие космонавты и астронавты в подавляющем большинстве не склонны поддерживать эту гипотезу и отрицают слухи о встречах с «летающими тарелками». Поскольку нет никаких оснований им не верить, уфологам придется поискать более убедительные доказательства в пользу своих теорий.

«С точки зрения молодости жизнь есть бесконечно долгое будущее, с точки зрения старости — очень короткое прошлое»

Артур Шопенгауэр

Научный подход на Google Play

Файлы

Происхождение альтруизма и добродетели

Социализм и коммунизм: теория, актуальное состояние, футурологическая проекция

Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция

Наука и религия