Нация фастфуда
Эрик Шлоссер провел многолетнее журналистское расследование, собрав огромный объем данных о практически каждой сфере так или иначе связанной с фастфудом. Изначально, эта книга задумывалась как статья из двух частей для журнала Rolling Stone, но в последствии, собранного Эриком материала с избытком хватило на целую книгу. Книга изобилует огромным количеством статистической информации и документально зафиксированными фактами, одно количество сносок с источниками информации составляет внушительные 704 штуки, при объеме книги в чуть более чем 250 страниц, любой желающий сможет ознакомится с первоисточниками и осознать объем работы проделанной Эриком и его помощниками.
Основная цель книги - представить современное американское общество потребления сквозь призму индустрии фастфуда. С учетом того, что сегодня американская культура и образ жизни распространился на десятки и сотни стран глобализированного мира, данные собранные в книге можно обобщить и на весь современный мир в целом, поэтому интерес к её прочтению возникнет не только у жителей США. С поставленной целью Эрик Шлоссер справился блестяще, в книге также собраны не обезличенные истории, о том как индустрия фастфуда победоносно захватывает различные страны мира, от миллиардного Китая, до постсоветских стран, постепенно меняя пищевые привычки у миллиардов людей по всему миру.
Повествование книги начинается с типичных историй успеха, удачных попыток открыть свой бизнес и расширить его. В центре внимания первенцы фастфуда братья МакДональды, медиамагнат Уолт Дисней и многие другие люди, чьи имена которых не сходят со страниц книг посвященных мотивации к началу собственного дела. Затем, следуя единственной цели любого предпринимателя и бизнесмена, получению максимальной прибыли, небольшие компании расширяются, поглощают более неудачливых собственников и в конечном итоге монополизируют занимаемую рыночную нишу. С этого и начинается самое интересное и в то же время печальное, растут прибыли компаний, вводится система франшизы, каждый год открываются сотни ресторанов быстрого питания, но одновременно с этим снижаются издержки производства, повышается текучка кадров, в среднем один человек трудится в МакДональдсе за минимальную зарплату не более 3-4 месяцев, в том числе и сверхурочно. С введением конвейерной системы снижается потребность в квалифицированных сотрудниках, и их заменяют сотрудниками с минимальной квалификацией. Большинство трудящихся, в ресторанах быстрого питания, составляют мигранты и несовершеннолетние подростки, бедственное финансовое положение их семей вынуждает предпочесть работу учебе.
Сети фастфуда систематически нарушают права трудящихся, эксплуатируют подростковый труд, препятствуют образованию профсоюзов на своих предприятиях. Ужасные условия труда свойственны и для компаний поставщиков, которым фактически диктуют условия единичные потребители продукции - корпорации фастфудов, являющихся самыми большими покупателями говядины, птицы и картофеля. Для увеличения прибыли приходится увеличивать скорости конвейеров мясоперерабатывающих заводов, тем самым увеличивая травматизм среди работников и всячески его скрывая, доходит до "смешного", при отправке мяса на экспорт в ЕС скорость конвейера снижается, вместе с травматизмом и количеством мясной продукции обсемененной бактериями, при работе на внутренний рынок США скорость конвейера вновь возрастает вместе со всеми вышеуказанными показателями. Все эти, и множество других, подробно описанных в книге фактов, приоткрывают завесу над индустрией фастфуда изобличая её бесчеловечное и капиталистическое отношение как к работникам так и к потребителям их продукции.
Сам фастфуд также ответственен за многочисленные пищевые отравления, в том числе и со смертельными исходами, вина всему этому одна, максимизация прибыли за счет снижения качества санитарного контроля на местах производства полуфабрикатов из которых делают бургеры, и такое же отношение к гигиене в местах приготовления фастфуда. Не редки случаи откровенного вредительства сотрудников: готовки грязными руками и прочие нелицеприятные действия, способные повредить как здоровью потребителя так и репутации компании. Таким образом, некоторые сотрудники частенько мстят за потогонное отношение менеджмента компаний к себе и рабским условиям своего труда, не имея никаких правовых возможностей улучшить своё положение.
Эрик предлагает отказаться от индустриализации пищевого комплекса и вернутся к старым фермерским способам ведения хозяйства, без удобрений, антибиотиков и пестицидов, с традиционным выпасом скота на зеленых прериях, вместо скученного производства живой продукции с использованием современных индустриальных методов, увеличивающих количество продовольственной продукции и удешевляющей её производство. "Органические" хозяйства без ГМО, и прочих достижений науки в сфере увеличения количества и качества товаров, не решат проблему, здесь кроется основной минус идей Эрика, безусловно нужно улучшать условия труда людей, и качество потребляемой ими продукции, но органические фермы не означают автоматически высоких доходов батраков, и повышения полезности продукции, основная выгода от отказа от индустриальной пищевой революции достанется самим фермерам. Необходимо изменить законодательство и дать свободу образованию профсоюзов, чтобы повысить заработные платы работников, автоматизировать монотонную работу, и предоставить контролирующим организациям доступ к проверке всех стадий производства от загонов для скота, до санитарного состояния кухонь в ресторанах быстрого питания.
Не существует научных исследований доказавших вред употребления ГМ-продуктов, более того эти продукты изначально создаются чтобы решить глобальные проблемы, например ГМ-продукт "золотой рис" содержит бета-каротин, жизненно необходимый страдающим от его дефицита людям, чья диета большей частью состоит из риса. ГМ продукты не только полезнее и вкуснее обычных, но и их урожайность выше, с этой технологией выращивать злаки можно на непригодных ранее почвах, т.е. в отличии от селекционных продуктов решающих те же проблемы менее эффективно, ГМ продукты выигрывают по всем параметрам, и глупо выступать за запрет новой технологии, так же глупо как выступать против селекции, поедая только дикорастущие растения и животных. Проблемы описанные Эриком в книге можно решить за относительно небольшой промежуток времени, если использовать научные методы организации и планирования производств, но лоббирование законов и капиталистическая политика нацеленная на максимизацию прибыли любыми, законными и не очень, методами, препятствует этому.
Ещё одним возможным выходом из сложившейся ситуации Эрик видит в изменении пищевых привычек потребителей, по его словам, они ещё не осознали своей силы, общими усилиями потребителей можно заставить производить более полезную еду, но трудно заставить потребителей, с детства обработанных рекламой фастфудов, отказаться от любимого и дешевого лакомства. Проблемы, затронутые в книге актуальны до сих пор, и методов их решения так же не мало, не нужно зацикливаться подобно Эрику, на старых и малоэффективных способах производства, пренебрегая новыми технологиями, такими как генная модификация. Замечу, что в книге нигде прямо не написано о том что применение ГМ технологии опасно, тем самым Эрик сохранил научную достоверность информации, но тем не менее, из общего повествования становится понятно, что он считает использование генно-модифицированных продуктов нежелательным.
Эта книга, безусловно, вызовет интерес у большой категории читателей, которым интересны способы современного производства полуфабрикатов. Маркетинговые стратегии МакДонсальдс вызовут интерес у рекламщиков и PR специалистов, а описания работы флавористов, разрабатывающих ароматы и ответственных за вкус современных продуктов, будут интересны абсолютно всем людям, интересующимся технологиями и наукой.
5872
2016.04.10 09:03:20