Парадокс, как средство активизации учебного процесса

Для воспитания профессионалов, способных решать сложнейшие научно-технические, экономические и политические задачи, уже сегодня требуются специальные методы их подготовки. Среди множества аспектов этой проблемы рассмотрим один, являющийся, на наш взгляд, центральным для всей методологии в целом.

Не секрет, что в учебном процессе подготовки любых специалистов используются специально подобранные задачи, которые отвечают следующему ряду требований: способствуют лучшему усвоению лекционного материала, упрощаю! процесс оценивания полученных знаний, позволяют наибыстрейшим образом выработать необходимые навыки. Таким образом, стремление к оптимизации учебного процесса приводит к тому, что перед студентами разыгрывается «театр абсолютной истины».

Неявно закладывается представление о том, что лекционный и учебный материал есть единственная и непреложная истина, сомневаться в которой - недопустимый грех. В учебных курсах отсутствуют представления об альтернативных концепциях, лишь временно уступивших первенство в процессе познания. Погоня же за наработкой навыков приводит к образованию устойчивых стереотипов. В результате мы впадаем в противоречие. Ясно, что необходимо учить студентов не только тому, как совершенствовать навыки, но и как разрушать стереотипы, являющиеся источником психологической инерции. Прекрасным инструментом разрушения стереотипов являются парадоксы.

Парадокс является вызовом нашему разуму, требующим немедленно разрешить возникающее противоречие. И вместе с тем он позволяет совершенно по-новому взглянуть на привычное, увидеть проблему под другим углом зрения, помогает лучше понять альтернативные концепции и парадигмы. Парадокс вырабатывает у учащихся активное отношение к получению знаний. Разрешая противоречия, они обнаруживают, что это прекрасный путь к созданию новых технических и научных решений. И нет причин бояться сообщать студентам о существовании еще не разрешенных парадоксов, так как они раскрывают новые горизонты познания.

Вместе с тем, поскольку каждый учебный курс перегружен, то можно пойти по пути создания специального учебного предмета, в котором можно сконцентрировать основные парадоксы и противоречия фундаментальных и прикладных дисциплин, а также методы их разрешения. На данный момент существуют два наиболее развитых метода, на которые можно опираться при создании такого курса. Это теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и междисциплинарный язык хуум-диал (Диал). Первый наиболее приспособлен для прикладных дисциплин, второй же изначально создавался для фундаментальных.

ТРИЗ, созданная Г.С. Альтшуллером [1], хорошо известна в России. Диал создан сравнительно недавно Куликовым В.В. [2]. За 12 лет накоплен опыт преподавания его школьникам, студентам и научным работникам. Этот опыт достаточен, чтобы утверждать о полезности Диала для обсуждаемой задачи.

В отличие от других искусственных языков Диал обладает огромной полисемией. Его слова и правила грамматики являются операторами суперсимметрии, собранными в квазииерархичсскую структуру, где переход с уровня на уровень происходит в результате разрешения какого-либо противоречия посредством синтеза новых понятий. Он достаточно конструктивен и в тоже время чрезвычайно абстрактен. Все эти качества позволили назвать его междисциплинарным языком. В последнее время удалось получить его строгое математическое описание на языке частичной алгебры [3]. В настоящее время в МИФИ организован межвузовский научный семинар по изучению этих методов.



Литература



1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий. 1976.

2. Куликов В.В , Гаврилов Д.А., Елкин С.В. Универсальный искусственный язык НООМ-Диал. М.: Гэлэкси нейшн. 1994.

3. Елкии С.В. К вопросу об информационной физике. М.: ПАИМС. 1997.

«В экспериментальных работах надо сомневаться до тех пор, пока факты не заставляют отказаться от всяких сомнений»

Луи Пастер

Научный подход на Google Play

Файлы

Теория всего. Происхождение и судьба Вселенной

Устройство нашей Вселенной

Научные основы качественного долголетия и антистарения

Тайны мозга. Почему мы во всё верим?