Красный «Крокодил»



Ровно девяносто лет назад, 27 августа 1922 года, увидел свет первый номер советского юмористического журнала «Крокодил». Отцом-основателем и первым его редактором был Константин Степанович Еремеев (дядя Костя, как его звали), еще в 1912 году редактировавший «Правду».

Летом 1922 года партийные активисты и редакция «Рабочей газеты» собрались в Охотном ряду, в бывшем трактире купца Воробьева, чтобы обсудить идею создания иллюстрированного сатирического журнала.



Процесс возникновения названия, можно сказать, овеян мифами. Самый распространенный из которых такой: поздно вечером в редакцию вошла уборщица с ведром и, увидев засыпанные табачным пеплом столы, сказала: «Опять намусорили, опять накурили. Шли бы вы по домам. Эх вы, крокодилы!»

Изначально самой главной задачей новорожденного «Крокодила» ставилась борьба с буржуазными извращениями НЭПа. Так, в первом номере «Крокодила» было опубликовано стихотворение Демьяна Бедного «Красный крокодил – смелый из смелых!- против крокодилов черных и белых!»

Писатель не для «господ», а для «простонародья»,
В пору нэповского половодья,
Когда НЭП, накопляя жирный ил,
Стал походить на мутный Нил.

И когда можно видеть поминутно,
Как там, где наиболее мутно,
Орудует крокодилье племя,
Решили мы, что пришло время
Для очистки нэповского Нила
Выпустить красного крокодила.

Красному крокодилу честь и хвала!
Ему предстоят большие дела:
Добираться до всякой гнилости
И ворошить гниль безо всякой милости,
Чтоб нэповская муть не цвела и не гнила,
Вот какова задача красного крокодила!




В дальнейшем сатирики «Крокодила» изобличали империалистов и тунеядцев, иностранных шпионов и халтурщиков, клеймили позором кулаков и взяточников, осмеивали болтунов и лежебок.



Из многих сатирических журналов того времени прижился только «Крокодил», который быстро завоевал огромную популярность среди читателей-рабочих. Из целого ряда сатирических изданий («БОВ», «Красный перец», «Заноза», «Дрезина», «Бегемот», «Смехач», «Мухомор», «Бузотер», «Бич», «Лапоть», «Пушка», «Ревизор», «Чудак» и многие другие) «Крокодил»—единственный, кто отпраздновал в 1992 году свое семидесятилетие. В нем печатались Владимир Маяковский, Валентин Катаев, Михаил Кольцов, Илья Ильф, Евгений Петров и многие другие видные советские писатели, сотрудничали художники Дмитрий Моор, Виктор Дени, Борис Ефимов, Кукрыниксы.

Сначала журнал выходил раз в неделю, а с 1932 года – 3 раза в месяц. Популярность «Крокодила» стремительно росла, и в середине 80-х его тираж составлял 5 млн. 600 тыс. экземпляров.

Работа команды «Крокодила» никогда не была оторвана от жизни. Крокодильцы посещали заводы и фабрики, выступали в рабочих клубах. Сатирики побывали на заводах Урала и Нижегородского края, на рудниках Донбасса, на нефтяных промыслах Грозного и Баку, на фабриках Московской области, в Твери и Иваново-Вознесенске, не говоря уже о Москве, где трудно найти хоть одно предприятие, на котором не побывал бы Крокодил. Остроумие и глубина тематики мастерски сочетались с виртуозными карикатурами гениальных авторов. Их идеи были настолько же неиссякаемы, насколько и оригинальными, занимательными.

В 1932 году на первомайские праздники над улицей Кузнецкий Мост на проволоке повис сделанный «крокодильцами» доллар, рядом с которым была табличка «Осторожно! Падает!». А решетка у дома, где находился Промбанк, стала огромной клеткой, где под стальным замком сидели хищники: тигр-колониалист, лев-империалист, социал-соглашательская гиена.



В 1935 году редакция «Крокодила» задумала построить свой самолет для агитполета по стране и выпустила специальный выпуск, чтобы заработать на самолет. Рабочие типографии «Сокол», художники и писатели трудились бесплатно. В итоге нужная сумма была собрана, и АНТ-9 поднялся в воздух. Он облетел 15 городов, преодолев 7 тысяч километров. Вслед за этим последовали и другие подобные полеты.

Во время Великой Отечественной Войны члены творческого коллектива «Крокодила» активно подключились к антифашистской пропаганде. В военные годы корреспонденты журнала самоотверженно работали на передовой, присылая острые фельетоны и заметки.

На протяжении всего своего существования журнал был настоящим народным эталоном сатиры и юмора. В далеком 1922 году, по замыслу К.Еремеева, была придумала рубрика «Вилы в бок». Шутки этого раздела должны были быть краткими, острыми, злободневными, обличающими бюрократов, подхалимов, лодырей, взяточников, самогонщиков, хулиганов и проч.

С развалом Советского Союза в условиях резко усилившейся антисоветской пропаганды и монопольно-рыночных отношений, журнал стал выходить один раз в месяц, а его тираж упал до 50 тысяч экземпляров. Все попытки модифицировать и сохранить журнал приводили в результате к получению иллюстрированного издания, состоящего из одной рекламы.



В советское время не нужно было беспокоиться ни о бумаге, ни о типографиях, ни о выстраивании сети распространения. Нужно было творить. С приходом к власти «демократов» все эти проблемы непосильным бременем обрушились на редакцию. Потенциал творческого коллектива тратился на решение хозяйственных проблем. Попытки возрождения интереса публики к журналу были тщетны.

Редакцией журнала был распространен манифест, в котором они провозгласили себя свободным от жадных распространителей прессы. «Философия торговли в нашей стране, несмотря на кажущееся процветание и изобилие, увы, кощунственна, — говорится в манифесте. — Создается впечатление, что основа ее благосостояния — перепродажа краденого и награбленного».



«Деньги, потраченные читателем на журнал «Крокодил» в супермаркетах «Перекресток», «Ашан» или на бензоколонке BP (между прочим, недешево — от 100 до 149 рублей за экземпляр), достаются не авторам и издателям журнала, а крупному столичному продавцу прессы, компании «Логос» и ее деловым партнерам. В пересройку журнал хорошо потрудился на развал СССР, к примеру первая страница одного номера за 1989 год с портретом товарища Сталина нарисованного мелкими человеческими черепами....

При этом компания «Логос» за тот же самый журнал заставляет заплатить еще и редакцию — выходит приблизительно по 47 рублей с экземпляра, просто за место на полке».

Стоит ли удивляться, что некогда Красный Крокодил, размещенный на обложке журнала, превратился после перестройки в зелёного — цвета валютной «зелени»?





Источник

«Мы все являемся атеистами по отношению к Зевсу и Тору. Только атеист понимает, что библейский бог ничем не отличается от них »

Ричард Докинз

Файлы

Отрицание смерти

Регистр научно-фантастических идей

Мечты об окончательной теории

Пределы роста. 30 лет спустя