Зигмунд Фрейд сто лет вел нас в никуда



История человеческой культуры знает немало примеров, когда объявленное открытие или новое учение спустя некоторое время оказывалось ложным, имеющим весьма малую, а то и вовсе не имеющим ценности. В истории нашей страны - это скандально знаменитые учения Т.Д.Лысенко и О.Б.Лепешинской.

Количество таких примеров продолжает расти. Теперь подошло время обратиться к популярному на Западе учению З.Фрейда, основа которого - созданная им теория толкования сновидений.

Фрейд был одним из первых, кто серьезно заинтересовался этой проблемой - с позиций психологии, медицины и философии. О Фрейде и его вкладе в проблему сновидений написаны уже горы литературы. В нашей стране в течение последних 50 лет отношение к нему и его учению было прохладным и даже негативным. Удивление, однако, вызывает то, что при таком отношении к нему в СССР не было издано ни одной работы(!), в которой его учение было бы подвергнуто всестороннему анализу.

Сегодня, когда Россия переживает бум массового увлечения Фрейдом, необходимо сказать правду о том, что у него есть не только заслуги, но и огромная вина перед человечеством. Его можно уподобить крысолову Нильсу из известной сказки Сельмы Лагерлеф, который игрой на дудочке увлёк за собой целые толпы этих животных. Фрейду удалось увлечь сначала западных, а теперь и многих наших психиатров, психологов и врачей на дорогу, которая привела в тупик, в никуда. Научная столбовая дорога осталась в стороне. Но многие пока не хотят этого осознавать. И не только потому, что они вложили слишком много сил и времени в теорию психоанализа, да и созданную на её основе психотерапию, но главным образом потому, что не знают, как оттуда выбраться и куда идти. Но есть и другая сторона - коммерческая. Благодаря мощной идеологической обработке общественности и многодесятилетней настойчивой рекламе, психоанализ превратился в чрезвычайно доходный способ обогащения лиц, обещающих решить все психологические и психические проблемы людей.

В связи с тем, что представления Фрейда о сновидениях (хотя и значительно видоизмененные) популярны не только на Западе, но стали пользоваться непререкаемым авторитетом и в нашей стране, настало время рассмотреть его основные заблуждения. К сожалению, ограниченные рамки статьи позволяют затронуть лишь некоторые из них.

Большая часть заблуждений Фрейда в толковании сновидений связана с его патологическим интересом к проблеме секса, что породило целый ряд его "выдающихся" заявлений и столь же голословных утверждений.

Замечательным образцом проявления его мышления в рамках сексуального фантазирования является анализ психики человека в состоянии бодрствования с привлечением мифа о царе Эдипе. Использование Фрейдом "Эдипова комплекса" в трактовке сновидений ставит вопрос о том, может ли психически здоровый человек утверждать, что "всем нам ... суждено направлять свое первое сексуальное чувство на мать и первую ненависть и насильственное желание - на отца". Для того, чтобы читатель поверил этой фантазии, Фрейд с апломбом заявлял будто "наши сновидения убеждают нас в этом". Однако убеждают они только его и тех, кто ему слепо верит. Люди здравомыслящие в это не верят!

В силу своего навязчивого интереса к сексуальной теме, Фрейд везде, где только мог, к месту и не к месту усматривал в сновидениях сексуальный смысл. Ярким примером этого является толкование им сновидения женщины, которая пыталась поставить свечу в подсвечник. Это ей не удалось, т.к. свеча оказалась сломанной. По уверению Фрейда, свеча эта вовсе не была сломана (он же, конечно, лучше знает!). Просто это предмет, который способен раздражать половые органы женщины. И если свеча сломана, то это, видите ли, означает... импотенцию мужа.

Толкуя другое сновидение, он утверждал, что "когда женщине снится падение, то это почти всегда имеет сексуальный смысл", а женщина при этом становится "падшей". В отдельных случаях поиск сексуального значения сновидения приводит Фрейда к полнейшему абсурду. Так, при толковании одного из сновидений, не находя хоть каких-либо образов, которые можно было бы связать с сексом, он выстраивает следующий ассоциативный ряд: пелаги - плагиат - плагиостомы и, наконец, рыбий пузырь, что, по его мнению, имеет некоторое отношение к сексуальности.

Мысль о сексуальности настолько поглощает Фрейда, что ею он склонен объяснить не только сновидения, но и многие психические заболевания человека. Так он утверждал, что "сновидения страха суть сновидения с сексуальным содержанием", так как либидо превращается в них в страх. Для любого психолога и психиатра очевидно, что связывать во всех случаях страх с сексом может только человек с расстроенной психикой.

Помимо всепоглощающего интереса к сексу, Фрейдом владела идефикс о том, что кто-то кодирует сновидения, маскирует их значения. Он, например, заявлял, что "работа сновидения... ловко пользуется двойным смыслом слов". Отсюда был сделан вывод, что главная задача сновидений состоит в сокрытии не только смысла сновидений, но и мыслей, рожденных в бодрствовании. Скрывать это надо ото всех, за исключением, конечно же, Фрейда и его последователей, которые одни знают, что зашифровано в этих сновидениях. Ибо они избранные (об этом нигде не говориться, но это подразумевается). Таким образом, однажды сделанная ошибка определила всю дальнейшую судьбу его учения о толкования сновидений и основывающуюся на ней теорию психоанализа.

Ещеё одна навязчивая идея Фрейда состоит в его бездоказательном утверждении, что во всех сновидениях присутствуют детские сюжеты. Даже в тех сновидениях, толкование которых кажется исчерпывающим, содержание мысли, по его утверждению, простирается к далёкому детству. Причем у всех детей сновидения, по заявлению Фрейда, имеют одну главную особенность - все они исполняют желания, которые зародились днем и остались неудовлетворёнными. Бедные дети - ведь сновидения они видят каждую ночь. И если верить Фрейду, это значит, что все дети постоянно страдают от неисполнения желаний. К тому же, в соответствии с нарушенной логикой Фрейда, отсюда следует новое ложное утвеждение: сбывающиеся сновидения взрослых людей являются, конечно же, детскими.

Многие западные психологи сегодня считают, что в состоянии бодрствования можно войти в увиденное накануне или когда-либо сновидение. Этой ошибкой они целиком обязаны опять-таки Фрейду. Это то же самое, что пытаться найти прежнюю картинку калейдоскопа. Можно до мельчайших подробностей восстановить в памяти картину однажды виденного сновидения, можно манипулировать с его сюжетом, субъектами и объектами этого сновидения, но нельзя в состоянии бодрствования продолжить его просмотр. Ведь мыслительные процессы в бодрствовании и во сне разнятся принципиально, они имеют разные механизмы.

Идея сокрытия в сновидениях каких-то знаний от самого спящего настолько увлекла Фрейда, что он стал придавать ей универсальное значение, далеко выходящее за границы сна. В результате он делает заявление, что "сновидения представляют собой (скрытое) осуществление (подавленного, вытесненного) желания". Это утверждение связано с его ошибочным взглядом, противопоставляющим сознание и бессознательное (подсознательное). Более того, он считал, что бессознательное скрывает чувства и переживания от сознания, то есть находится с ним в антагонистических отношениях. На деле же, это не более чем болезненная фантазия Фрейда, так как бессознательное (подсознательное) и сознание составляют две неразрывные и взаимодополняющие части психики. У здорового человека ни о какой конфронтации между ними не может быть и речи.

Он, как ему кажется, вскрывает и механизм связи материала бодрствования и сна. Развивая свою мысль, он заявляет, что в сновидениях происходит прессовка, внутреннее раздробление и даже смещение материала, взятого из бодрствования. Это открытое им "явление" он назвал регрессией. Именно здесь находятся истоки одного из его приёмов работы со сновидениями - восстановление связей, "уничтоженных работой сновидения".

Мало того, что смысл сновидений от нас кто-то скрывает, так они ещё и содержат символизацию телесных органов и их функций. Так, вода в сновидениях по Фрейду часто означает потребность в мочеиспускании, а мужской половой орган изображается при помощи насоса, палки или колонны. Интересно бы знать, кому это все нужно?

Вершиной абсурдности представлений Фрейда о скрытых мыслях в сновидениях является его утверждение об их существовании, как "психического материала высшего порядка, обладающего всеми признаками высшей умственной деятельности, но не проникающей в сферу сознания до тех пор, пока сновидения не исказят его". Естественно, что вопрос о том, кому и для чего это нужно, остается вне понимания и интересов Фрейда.

Согласно Фрейду, сновидение - это "вид реакции нашего сознания на стимулы, действующие на него на протяжении того времени, когда он спит". На деле, сновидения вовсе не реакция нашего сознания, это прежде всего отражение головным мозгом некоторых, причем далеко не всегда важных моментов нашей жизни - событий, произошедших в бодрствовании, впечатлений, мыслей и т.д. Сновидение - это проявление непрекращающейся работы головного мозга во время сна. В то же время в сновидения могут вплетаться реакции органов чувств на внешние раздражители (свет, различные звуки, прикосновения, колебания температуры воздуха и атмосферного давления), а также импульсация из внутренних органов, рецепторов и систем спящего организма. Однако сводить ответные реакции организма спящего на внутренние и внешние раздражители к самому сновидению - грубейшая ошибка.

Чистым фантазированием являются его утверждения, что "в известном смысле все сновидения вызваны стремлением к удобству ", что они, якобы, служат желанию продолжить сон.

Не выдерживает сегодня никакой критики и утверждение Фрейда о том, что функцией сновидения является охрана сна. Прежде всего, сновидения никак не предохраняют спящего от тревожных мыслей. Наоборот, сами сновидения способны внести в сознание и жизнь человека тревогу. Под влиянием тревожных, кошмарных и, тем более, повторяющихся таких сновидений, человек надолго может потерять покой. Особенно, если он обратится за толкованием этих сновидений к психоаналитику.

Те, кто вслед за Фрейдом и сегодня продолжают утверждать, что сновидения служат для охраны сна, допускают грубейшую ошибку, которая связана с тем, что ставится знак равенства между сновидениями и одной из фаз сна - "парадоксальной". А поскольку существует представление о том, что ее функция состоит в защите сна и психологической защите, эти авторы переносят функцию этой фазы сна на сновидения, которые происходят во время этой фазы. Древние говорили о такой логической ошибке: "После этого, не значит по причине этого!". Хотя нелепость этого представления очевидна, она, к сожалению, продолжает разделяться западными, а теперь уже и нашими отечественными психологами.

Интересно, что сам Фрейд настолько поверил в правильность своего представления о функции сновидений, что в качестве доказательства привел пример сновидения, не заметив, что этот пример свидетельствует об обратном. В этом сновидении человеку с опухолью в промежности приснилось, что он едет верхом на лошади. Причем согревающий компресс, положенный на это место, был принят им в сновидении за седло. Отсюда Фрейд сделал вывод, что человек таким образом справился с мешавшим ему спать раздражением и продлил свой сон. Объясняя это сновидение, Фрейд воспользовался древним магическим принципом подобия: седло - дорога - всадник в седле, успешно совершающий свой путь, т.е. продолжающий спать.

Одно из наиболее сенсационных заявлений Фрейда состояло в том, что он назвал сновидения "царской дорогой в бессознательное". Это утверждение стало одной из главных причин заблуждений Фрейда в изучении сновидений. Оно обусловило все дальнейшие ошибки и нелепости его теории. Исследования бессознательного выявили, что бессознательное гораздо шире, чем полагал Фрейд. Поэтому сновидения - это вовсе не царская, т.е. главная дорога в бессознательное, а всего лишь одна из тропинок. К тому же по этой тропинке надо идти осторожно, чтобы не уйти в никуда.

Сегодня уже стало очевидным, что фрейдовское толкование сновидений - это фальсификация подлинного понимания сновидений, так как он подгонял разбираемые в своих работах сновидения под свои ошибочные догмы. В его работах получалось все гладко, результат всех толкований соответствовал его теории. На деле же это типичный пример научной недобросовестности - подтасовки данных.

Причина появления фантастической теории Фрейда о сновидениях состоит в его психическом состоянии и связанном с ним нарушении мышления, в полном отсутствии достоверности данных, на основе которых его теория создавалась, в вольном обращении с фактами, тенденциозности их подбора и, особенно, интерпретации.

Свой метод исследования психики человека Фрейд назвал "психоанализом", что совершенно неверно, так как анализу (при этом весьма своеобразному) он подвергал только небольшую часть жизни человека - его иллюзорную, часто фантастическую жизнь в сновидениях. Из бодрствования же он брал только то, что по его мнению было связано с сюжетом данного сновидения. Вся же основная жизнь человека, - то, что составляет его психическую жизнь, оказалась вне поля его рассмотрения. В связи с этим претензии Фрейда на анализ души человека (а именно так он понимал психические свойства человека) совершенно несостоятельны.

Все это, может быть и так, скажет читатель. Но как тогда объяснить огромную популярность психоанализа на Западе, а теперь и у нас? Что касается будто бы успеха психоанализа в толковании сновидений, то этот успех не более значителен, чем успех толкователей сновидений по сонникам. А ведь различными "сонниками" сегодня буквально завалены книжные прилавки.

О подлинной ценности психоанализа можно судить, например, по обзорной статье известного психолога Г.Дж. Айзенка, посвященной эффективности психоанализа в психиатрии (Психологический журнал, N4 за 1994 год). В частности, он привел скандальный факт о том, что все, что заявлялось Фрейдом как излечение, в действительности таковым не являлось. Другой американский психолог, проведший свой анализ эффективности психоанализа - Роберт Лангс (Contemp. Psychoanal., 1993, N4), пришел к выводу, что психоанализ - это набор теорий, мифически повествовательных по своей природе и плохо согласующихся с реальностью.

Критика учения Фрейда о сновидениях и их толкований сегодня может кому-то показаться ненужной. Однако, помня, что его учение, хоть и в измененном виде живет и даже продолжает развиваться, разбор его основных заблуждений следует признать необходимым. В советское время его учение сначала бездумно и безудержно восхвалялось (что происходило в основном по инициативе Л.Троцкого), а затем, с преданием анафеме последнего, было запрещено. И произошло это настолько быстро, что его учение не было проанализировано, не было критически оценено, а просто отброшено. Отсутствие научной критики этого учения создало у наших соотечественников ложное представление о его мнимой ценности. Сегодня ошибочность учения Фрейда о сновидениях надо знать и потому, что оно породило целый ряд новых учений (и даже школ), так или иначе связанных с его идеями.

М.М.Богословский,
психофизиолог, д.б.н.

"Литературная газета", N 49, 6-12 декабря 2000 г.

«В экспериментальных работах надо сомневаться до тех пор, пока факты не заставляют отказаться от всяких сомнений»

Луи Пастер

Научный подход на Google Play

Файлы

Научные основы качественного долголетия и антистарения

Мечты об окончательной теории

Книга юного атеиста

Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов