Коммунистическая идея как поиск возможности обеспечить управляемый постиндустриальный переход



Коммунистическая идея неоднократно получала самые разнообразные оценки и ее сторонников, и противников, и тех, кто к этой идее относится безразлично. Но, по-видимому, исходя из анализа развития современной политики, государственного управления, экономики и общества можно дать и такую оценку коммунистической идее, которая в нашем обсуждении не высказывалась.

В трудах Маркса и некоторых не связанных с практической политикой трудах Ленина фактически обоснована неизбежность возникновения на определенном этапе развития человечества постиндустриального общества, а также говорится о том, каким образом можно было бы осуществить управляемый постиндустриальный переход. Маркс и Ленин обосновывали положение, согласно которому постиндустриальный переход может проходить только с помощью строительства коммунизма, т. е. при развитии общества по левой
общественно-политической модели. Именно подобным образом можно с позиций современности оценивать такие составляющие коммунистической идеи, как — обеспечение существования человека как свободной индивидуальности; стремление создать в обществе наилучшие возможности развития тем, кто занят интеллектуальным трудом; освобождение интеллектуалов от «экономической необходимости» и расширение для них «царства свободы»; наконец, то, что наивысшей ценностью в коммунистическом обществе должно быть свободное время. В соответствии с идеями классиков марксизма, при коммунизме рынок не должен ликвидироваться, но должен быть существенно ограничен в его возможностях определять приоритеты власти в обществе.

В коммунистическом обществе существенно большее значение для определений приоритетов власти должны иметь нерыночные интересы, определяемые нерыночными формами производства и взаимодействий индивидов. Эти нерыночные интересы направлены на реализацию не прибыли, а проектов решений общественных проблем, как мы могли бы сейчас сформулировать. И тогда для общества более значимыми, чем ценности, определяемые экономической и политической, станут ценности этики, морали, эстетики, ценности, связанные с когнитивными, познавательными процессами, расширением знаний и информации о мире.

Эти и другие составляющие коммунистической идеи можно сравнить с составляющими идеи постиндустриального общества. Обе они являются продолжением научной традиции, восходящей к социальным идеям эпохи Просвещения, которые связывали общественный прогресс с последовательным улучшением условий материальной жизни человека. В современном, наиболее широко используемом понимании, постиндустриальное общество — это социум, где вследствие технологизации и автоматизации производства индустриальный сектор экономики не является ведущим, не приносит максимальных доходов и прибылей, которые в существенно больших объемах формируют сферы услуг и коммуникаций. Основной производительной силой в постиндустриальном обществе становится наука, а его развитие определяют информация и знания. Постиндустриальное общество предполагает возникновение интеллектуального класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве консультантов, экспертов или технократов. Их интеллектуальный ресурс становится не менее значимым при принятии решений в политике, экономике и общественной жизни, потому что профессиональные политики и государственные деятели таким интеллектуальным ресурсом не обладают и вынуждены подчиняться профессионалам в предметных областях деятельности.

Индустриальное общество должно стать достаточно зрелым, чтобы в нем в полной мере проявились все эти закономерности общества постиндустриального. Пока ни одно современное общество подобного уровня развития не достигло, но наиболее развитые страны мира гораздо ближе находятся к такому уровню развития общества перехода от индустриального капиталистического общества к постиндустриальному. По-видимому, Марк и Энгельс уже в XIX в. открыли закономерности развития индустриализма, которые могли как способствовать развитию и укреплению в обществе гуманистических идеалов свободы, так и разрушать их. И классики марксизма попытались открыть для человечества возможность коммунистического развития, позитивного и прогрессивного с их позиций. Кстати, они не ограничились только теоретическими изысканиями, а создали Первый Интернационал (Коминтерн), который предпринял, по-видимому, первую в истории попытку осуществить постиндустриальный переход по коммунистической модели.

Коммунисты в конце XIX в. и начале XX в. предлагали сделать постиндустриальный переход управляемым, потому что их прогнозы показывали, что без войн и существенных социальных потрясений страны Европы и США, как наиболее развитые в тот период, подойдут к началу постиндустриального развития уже к 30-м гг. XX века. Коммунисты стремились к тому, чтобы в новых экономических условиях, когда в результате технологизации и автоматизации производства существенно снизится необходимость в массовом
использовании квалифицированной и ответственной рабочей силе, можно было избежать нищеты и бескультурья большинства общества. Коммунистическая идея показывала, как можно добиться того, чтобы результатами технологического прогресса могли пользоваться не только немногие интеллектуалы и представители элиты, но и большинство общества, членов которого можно было бы, используя имеющиеся ресурсы, подтягивать до уровня общественных лидеров.

Реальное же историческое развитие пошло иначе. Постиндустриальный переход в современном мире осуществляется по правой, а не левой политической модели, для которой характерно усиление неравенства в обществе, сохранение его эли-тарной структуры, высокий уровень эмансипации интеллектуалов и элит от общественных проблем и интересов прочих социальных групп. Важнейшей причиной такого исторического развития стала победа над сторонниками коммунистической идеи выразителей интересов феодалов и монополистов промышленного производства. Они были заинтересованы в том, чтобы как можно более отдалить начало постиндустриального перехода, а появляющиеся в ходе индустриального развития ресурсы использовать для сохранения своей моно-
полии на власть и обогащения за счет большинства общества.

Это большинство стало очень активно развиваться в период раннего индустриализма, когда в массовом порядке была востребована квалифицированная рабочая сила. Как известно, выразители именно этих интересов феодалов и монополистов промышленного производства победили сторонников коммунистической идеи, для чего первым пришлось организовать в XX в. две мировые войны. В результате, мир подошел к началу постиндустриального перехода примерно на 60–70 лет позже, т. е. к концу XX в., а построение коммунистического общества стало вряд ли возможным, и постиндустриальный переход дает возможность самореализации и обеспеченной жизни не-многим представителям интеллектуалов и элиты, а большин-ство государств и обществ реализоваться не могут и ресурсы для прогрессивного развития теряют.

Выразители интересов победителей в осуществляемом постиндустриальном переходе активно пропагандируют идею о том, что иначе такой переход осуществляться не мо-жет, что есть только один способ прогресса человечества, который и реализуется в настоящий период. Коммунистическая идея показывает возможность принципиально иного способа постиндустриального перехода. В практическом плане для нашей страны эта идея ценна тем, что показывает возможности реализации стратегий политического, экономического и общественного развития без столь сильного, как сейчас, роста социального расслоения внутри страны и без столь сильного падения значимости нашей страны в мировой политике и экономике.

В.Л. Римский

«Счастье дается только знающим. Чем больше знает человек, тем резче, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями»

Константин Паустовский

Файлы

Смерть в черной дыре и другие космические неприятности

Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции

Карты смысла. Архитектура верования

Прошлое, настоящее, будущее человека