Выявлена корреляция между суровостью климата и верой в бога



Синими кружками показаны популяции, верующие во всеблагих богов и живущие в условиях сурового климата, красными - популяции, живущие в благоприятном климате и не имеющие представления о всеблагих богах.

Ученые выяснили, что люди, живущие в условиях сурового климата, особенно склонны верить во всеблагих сверхъестественных существ. Возможно, это помогает выживанию человеческих популяций.

Результаты исследования, проведенного американскими религиоведами из Университета Северной Каролины, опубликованы в журнале Proceedings of the National Academies of Science.

Среди специалистов, занимающихся изучением религии, уже не первое десятилетие идут споры о том, являются ли религиозные верования полезной адаптацией, помогающей приспосабливаться к внешней среде, или же это побочный продукт эволюции, не несущий адаптивного смысла. Авторы статьи попытались разобраться с этим вопросом, проанализировав базу данных, содержащую сведения о 583 человеческих обществах по всему земному шару.

Сначала ученые разделили все общества на два типа - на тех, кто верит во всеблагих богов, сверхъестественных существ, которые сотворили мир и управляют им, наблюдая за соблюдением моральных законов, и на тех, кто в них не верит. Ученые скорректировали выборку так, чтобы исключить влияние культурных заимствований (например, христианство, зародившееся в Палестине, но потом распространившееся по всему миру, учитывалось только один раз).

Затем авторы статьи учли различные условия среды, в которых живут проанализированные общества, включая среднегодовую температуру, продуктивность сельского хозяйства и уровень осадков. Оказалось, что чем суровее климат, тем охотнее люди верят во всеблагих богов. Напротив, чем он мягче (например, в Океании и Центральной Америке), тем реже люди связывают представления о божественном с моралью.

По словам исследователей, открытие доказывает, что религия может играть важную роль в выживании сообществ в суровых условиях. В случае засухи или недостаточного урожая вера в доброго бога (или богов), который следит за соблюдением моральных заповедей, позволяет сохранить социальный порядок и удерживает членов сообщества от совершения преступлений.

Источник

«Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства»

Карл Маркс

Файлы

Язык тела: природа и культура

Критика новейших буржуазных концепций государственно-монополистического капитализма

Закат и падение Римской империи

Черты будущего