Третья волна кризиса, к сожалению, началась...



Эрик Найман

Известный украинский финансовый аналитик и писатель Эрик Найман делится своей точкой зрения на состоянии мировой экономики и прогнозирует, что с ней будет в ближайшей и долгосрочной перспективе.

– Эрик, год назад вы прогнозировали третью волну мирового кризиса (предполагая, что ее источником могут стать развивающиеся страны, либо продовольственный/энергетический кризис, либо цепочка банкротств крупнейших промышленных предприятий в развитых странах). Как вы оцениваете здоровье мировой экономики сегодня?

– Третья волна кризиса, к сожалению, началась. С наиболее слабого звена мировой экономики – развивающихся стран. Последние искупались в море ликвидности, запущенной американским центробанком, ЕЦБ, Банком Японии и центробанками других развитых стран. Но во многом эти капиталы были потрачены неэффективно, а то и просто разворованы. Теперь настал черед расплаты. В прошлом году кризис накрыл Индию. Теперь перекинулся на Турцию, ЮАР, Аргентину, Бразилию и ряд других развивающихся стран. Не минула чаша сия и Россию. Хотя последняя еще держится благодаря высоким ценам на нефть и газ. Но если цены на энергоносители упадут хотя бы процентов на двадцать, то и экономике России придется очень тяжело. На грани взрыва кредитный пузырь Китая, второй крупнейшей экономики мира. Китай начал переживать демографические проблемы и негатив вследствие роста стоимости рабочей силы. Поэтому Поднебесная сейчас теряет блеск былой славы всемирной фабрики для всех и вся. Если произойдет жесткое падение китайской экономики, это очень сильно ударит по России (из-за того, что цены на нефть наверняка упадут). Достанется «на орехи», впрочем, всему миру. Так что покой нам только снится. Что плохо – уже сейчас видны очертания следующей, четвертой волны кризиса. Она вновь придет из развитых стран. Вот тогда то и произойдет переформатирование системы. Но об этом говорить еще рано.

– Каковы причины нынешнего кризиса в развивающихся странах?

– Если очень коротко и по сути, главная проблема развивающихся стран – неэффективная структура экономики и огромная коррупция. Замедление темпов роста национальных экономик обнажило эту неэффективность, словно отлив обнажил остов погибшего корабля. Те страны, которые смогли преодолеть эти «болезни» (Южная Корея, Сингапур), сравнительно легко переживут эту волну кризиса. Остальные же сталкиваются с оттоком капитала. Именно денежное «обезвоживание» экономического организма и вызывает проблемы последнего. А для того, чтобы хотя бы удержать капиталы, развивающиеся страны должны гарантировать соблюдение прав инвесторов, справедливую судебную систему, эффективную налоговую систему и т.д. Однако лишь немногие из развивающихся стран в «тучные» годы озаботились решением этих проблем. Все как в басне Крылова «Стрекоза и муравей», где роль стрекозы сыграли и продолжают играть подавляющее большинство развивающихся стран. Ужесточение монетарной политики американским центробанком – лишь повод для масштабного вывода капиталов из развивающихся стран. Кстати, первыми на очереди потерь стоят страны с большим дефицитом торгового баланса и госбюджета.

– Значит, по вашему, не быть Китаю первой экономикой мира?

– Экономика Китая может быть и станет первой в мире – по размеру. Но чтобы Китай потеснил США – юань должен стать мировой резервной валютой, а вооруженные силы Поднебесной – получить неоспоримое преимущество. Если это и произойдет, то нескоро. На пути к мировому господству китайцам нужно будет преодолеть множество преград. На самом деле сейчас мир вошел в финальную стадию глобализации, когда речь идет о формировании наднациональных органов. А значит, следующее столетие планета встретит наверняка с мировым правительством, когда ни США, ни Китай не будут монополистами во власти.

– Каковы возможные сценарии развития кризиса?

– Мягкий кризис – это если не лопнет кредитный пузырь в Китае. Тогда все обойдется мягкими девальвациями в странах с большим дефицитом торгового баланса и долговыми проблемами в странах и компаниях с большими долгами. Если же кризис в Поднебесной пойдет по жесткому сценарию, это создаст серьезные проблемы во всей мировой экономике. А инструментария по спасению доверия к мировой финансовой системе в «рукавах» ведущих центробанков уже почти не осталось. В этом случае кризис развивающихся стран заразит и развитые страны. И опять будет плохо всем.

– Есть ли шансы занять достойное место на рынке у «биткоинов» либо более совершенных криптовалют?


– Сейчас развернулась настоящая война старой финансовой, банковской элиты с попытками создать альтернативную денежную систему. Не сомневаюсь, что против биткойна и подобных «валют» будут использованы мощнейшие информационные, а может быть и не только информационные технологии, чтобы защитить текущую модель товарно-денежных отношений. Однако реальная экономика требует обновления модели, в которой власть по сути была узурпирована финансовой элитой. Вторая причина неизбежного появления альтернативных «денег» исходит из нарастающего давления государств на теневую экономику. Власти стремятся обложить налогом все, что можно, и контролировать все денежные потоки. В этой связи грядет постепенный отказ от наличных и перевод денежного обращения в электронную, безналичную форму. Но это противоречит интересам теневой экономики (наркоторговля, торговцы оружием и т.п.). А значит, даже если биткойн не выживет, то неизбежны новые попытки создать альтернативу официальным деньгам.

– Кстати, о финансовой элите. Нередко одной из причин кризиса называют ее чрезмерное усиление в ущерб интересам реального сектора экономики. В чью сторону, на ваш взгляд, склоняется чаща весов?

– В ходе кризиса чаша весов вроде бы качнулась в сторону реальной экономики. Однако пыль рассеялась и вдруг оказалось, что от кризиса как раз выиграли крупнейшие мировые банковские структуры. Этому стала виной ультрамягкая монетарная политика ФРС США, ЕЦБ и других центробанков развитых стран. Последние дают деньги как раз банковской системе, которая затем уже выдает кредиты реальной экономике. Поэтому кризис вновь сыграл на руку финансистам. Но не всем, а только представляющим крупнейшие структуры.

– Видите ли вы «свет в тоннеле» для экономики в ближайшие годы?

– Мировая экономика в любом случае выживет. Пусть даже и не все предприятия эту волну кризиса переживут. В долгосрочном плане я оптимист. Мир наверняка ждет новая технологическая революция. Финансисты станут умереннее в своих аппетитах. А политики – сдержаннее в обещаниях. Правда, для этого придется осознать, что новой нормой роста мировой экономики станут не 5–6% последних предкризисных лет, а 1–3%. Поэтому резко наращивать долги не получится. А значит, нужно бережнее относиться к уже достигнутому и повышать эффективность новых инвестиций.

– Как сегодня действовать бизнесменам и инвесторам?

– Беречь наличность: впереди наверняка будет много интересных инвестиционных возможностей. Осторожнее набирать долги: прибыль от их инвестирования должна быть заметно выше рисков и издержек, связанных с привлечением и обслуживанием долга. Главное сейчас – не объемы, а прибыль. Ищите новые возможности заработать на новом технологическом скачке. Скорее всего, он будет в области новых материалов и «умных вещей».

Источник

«Сознание вообще развивалось только под давлением потребности в общении»

Фридрих Ницше

Научный подход на Google Play

Файлы

Нил Стивенсон "Анафем"

Электрическая вселенная

Общая психопатология

Луна и радуга