Правление Уго Чавеса в цифрах и фактах
За двадцать лет до «коронации» Чавеса в Венесуэле наблюдалось относительное экономическое процветание, благодаря нефтяному промыслу, которым славится уже несколько десятилетий. Заработная плата венесуэльцев была одной из самой высоких в Латинской Америке. Однако, уже в конце 70-х эта тенденция терпела одно фиаско за другим, вместе с венесуэльским хозяйством. Доходы населения снизились вдвое, процент людей, живущих за чертой бедности вырос с 36 до 66%, а людей живущих в полной нищете — 11 до 36%. Число убийств (в расчёте на 10 тыс. человек) вскочило с 13 до 56, причём большинство убитых были молодыми людьми.
Предприятия закрывались одно за одним, что стало причиной дикой безработицы. Многие владельцы богатых частных домов вынуждены были оплетать свои жилища колючей проволокой, защищаясь от «опасных классов», так в то время, в Венесуэле, называли доведённых до ручки бедняков. В начале 1989 года начался новый виток неолиберальных реформ, в результате внешний долг Венесуэлы составил 34 млрд. долларов. Это повлекло резкое повышение цен, что вызвало народные выступления. Демонстрации были жестоко подавлены властями, по разным данным, во время разгонов погибло от 300 до 1000 человек. Через три года в Венесуэле произошло вооружённое восстание, судьба которого аналогична.
Благодаря привлечению иностранных инвестиций в экономику, тогдашняя верхушка сумела ещё несколько лет продержатся на троне, продолжая причинять вред своей стране и народу. Так, в 1996 году 1,3 млн. работников нефтяной промышленности объявили стачку, прекратив работу.
В 1998 году в предвыборной платформе Чавеса была указана необходимость на прекращение приватизации, ограничение влияния иностранных монополий в венесуэльской экономике, справедливого перераспределения нефтяных доходов, проведения курса антиглобализации, конституционной реформы, выделения 15% государственных доходов на борьбу с коррупцией, борьбы с недобросовестными предпринимателями-налогоплательщиками, повышения пенсий, дотаций, стипендий, зарплат, создания рабочих мест.
Кандидата поддержали почти все левые силы Венесуэлы, включая коммунистические.
Таким образом Чавес победил на выборах, опередив ближайшего соперника почти в полтора раза.
В своей президентской присяги президент говорил о необходимости уравнения социальных слоёв, выделении средств на социальные программы.
В 1999 году была разработана новая Конституция, уравнявшая права женщин и национальных меньшинств. За неё на референдуме проголосовало 71,8% граждан. В этом же году все венесуэльцы были обеспечены пенсиями, например пособие по старости для среднестатистической швеи составляло 318 долларов в эквиваленте.
В 2000 году, стартовал, так называемый, «План Боливар-2000». Эта социальная программа была направлена на улучшение бедственного материального положения венесуэльцев, на массовую вакцинацию населения, и на борьбу с взяточничеством среди высшего кругов. Наказаниям подверглись многие высшие офицеры Венесуэлы, в дальнейшем это станет одной из основных причин попытки свержения Чавеса в 2002 году.
Экономическую политику президент начал с того, что спас от «приХватизации» несколько государственных холдингов.
Ряд реформ, в 2001 году, привёл к снижению дикой инфляции до 12,3% (самый низкий уровень, начиная с 1986 года), экономический рост вырос до 4 процентов, было внедрено бесплатное здравоохранение и образование до университетского уровня.
В 2002 году Чавес провёл аграрную реформу, схожую с коллективизацией. Эта реформа стимулировала привлечение и рост числа сельскохозяйственных рабочих. 180 000 безземельных крестьянских семей были наделены землёй. К 2008 году выпуск продукции сельского хозяйства вырос с 164 млн до 7,6 млрд долларов. Благодаря аграрной реформе, ныне Венесуэла является одной из самых урбанизированных стран в Латинской Америки — на 85%. При том, что посевные площади за 10 лет выросли с 1,6 млн га до 2,3. Если в 1999 году кредитов населению, на сельхоз. нужды было выдано на 164 млн долларов, то в 2009 — уже на 7,6 млрд.
В области внешней политики имел место запрет на перелёт через территорию американской авиации.
Политика левизны и антииглобализма привела к недовольству как венесуэльской, так и американской буржуазии. Это стало фундаментом для попытки государственного переворота в 2002 году. Началось всё с того, что в СМИ были пущены дурные слухи о Чавесе. Наивные люди выступили двухсот тысячной толпой к президентскому дворцу, который был набит сторонниками Чавеса. В этой ситуации Президент позволил себя арестовать, ибо не желал кровопролития. Воспользовавшись ситуацией, венесуэльскую границу пересекли несколько самолётов ВВС США. Радикальные реформы Чавеса, конечно, вызвали неблагоприятные колебания в экономике, но соль в том, что до Чавеса забастовки охватывали до полутора миллионов венесуэльцев, а в течение 2002-2003 г.г., рекордная численность демонстрантов составила 200 тыс. человек, но как правило, не превышала и 18 000. К тому же, основной движущей силой венесуэльского переворота были врачи платных клиник, которые лишились золотой жилки после того, как Чавес пригласил в Венесуэлу множество бесплатных специалистов.
В 2003 году стартовала «Программа Робинзон», благодаря которой письму и счёту обучились 1,5 млн. взрослых неграмотных венесуэльцев.
В этом же году была запущена программа Рибас, в результате чего на курсы венесуэльских вузов было зачислено 600 тыс. студентов, была открыта широкая сеть коррекционных школ. Прогрмма «Сукре» предусматривала увеличения числа лиц с высшим образованием среди уже зрелых людей, благодаря этому за парты село ещё пол миллиона человек.
Компьютерным наукам и информационным технологиям было обучено 400 тыс. человек, было открыто 330 компьютерных офисов.
Немалые успехи принёс стране «План Баррио Адентро», до него в Венесуэле насчитывалось чуть более тысячи врачей, а после — свыше 15 000, также было построено более 500 медицинских диагностических центров, 576 реабилитационных центров, 22 центра передовых технологий, 8633 поста скорой помощи, 16 военных госпиталей, одна из крупнейших в мире кардиологических больниц. За 80-е и 90-е годы в Венесуэле было построено всего 50 учреждений здравоохранения, а в начале 2000-х — без малого 5000. Таким образом, с 2006 по 2011 год ИРЧП Венесуэлы поднялся на семь мест выше в общемировом рейтинге.
В сфере жилищного строительства был принят план «Миссия Обитания», который предусматривал строительство 150 000 жилых домов, по состоянию на 2006 год, план был выполнен на четверть.
В сфере военного строительства тоже наблюдался рост, например, было закуплено 100 тыс. автоматов Калашникова у России.
Всего за годы правления Чавеса было построено 100 000 государственных кооперативов, 300 коммунальных банков, дающих кредиты на социальные нужды, 30 000 коммунальных советов, в которых было трудоустроено 16% граждан Венесуэлы. В 2005 году расходы на образование составляли 3,4% от ВВП, а в 5,1, аналогично расходы на здравоохранение возросли 1,6 до 7,7. Уровень бедности упал с 48 до 29%, уровень крайней нищеты снизился на 72%, а уровень неравенства доходов сократился в 5 раз, индекс глобального процветания повысился на 5,5%. С 2003 по 2012 год употребление пищи на душу населения выросло почти в два раза, реальные доходы населения — на 137%, безработица упала с 15 до 8%. Производство соевых бобов выросло в 8,58 раз, а возделывание риса на 84%, удои молока — на 50%, сбор кофе — на 12%, кукурузы — на 132%, свинины — на 77%, овощей — на 115%, масла — на 125%. Число голодных смертей по стране упало в два раза, а статистика хронического недоедания сократилась с 21 до 6%.
Была открыта широкая сеть государственных супермаркетов, где цены были на 40-60% ниже, чем в частных магазинах, в которых, в свою очередь, были установлены твёрдые цены на 12 продуктов первой необходимости: белый рис, растительное масло, кофе, сахар, сухое молоко, сыр и томатный соус . В этой сети насчитывалось 16,6 тыс. торговых точек, 6000 столовых, с общей численностью 85 тыс. сотрудников, которые давали стране 1,25 млн. тонн продуктов питания в год. В общегосударственных масштабах эта сеть контролировала 25% продовольственного товарооборота, в следствии этого импорта в Венесуэлу стало завозится на 72% меньше.
Была открыта широкая система медицинских центров, в которых, к 2010 году, бесплатные операции на глаза получило 1,139,798 человек, было открыто 5000 антихолерных центров.
В сфере тяжёлой промышленности успехи были тоже неимоверны: в 1999 году в Венесуэле добывалось 5,9 млн тонн битума, а в 2003 уже 20.
Проанализировав, приведённые статистические данные, мы можем с уверенностью сказать, что Чавес — никакой не диктатор, как нам его рисуют современные СМИ. Пример Венесуэлы ещё раз доказывает правоту левых идей над либерализмом, черносотенщиной и прочими политическими ущербностями, порождаемыми капитализмом.
Источник
5796
2014.03.08 13:01:52