Футурология от Майкла Доуда: 2020 - 2035 годы



Как будет меняться технологическая картина в течение ближайших 20 лет? Смартфоны переползут на голову, автомобили будут рулить самостоятельно, наше тело и одежду покроют медицинские сенсоры, мы станем умнее, сильнее, быстрее и похожи на киборгов. Подробнее — в футурологическом эссе в трех частях от Майкла Доуда, аналитика GroupM.

Часть 1: прогноз до 2020 года

ВОЙНЫ СМАРТФОНОВ, ПАРАДОКС УСТАРЕВАНИЯ, БИТВЫ ЗА ЖЕЛЕЗО И ОПЕРАТИВНУЮ СИСТЕМУ

Смартфоны — центральный элемент «подключенного» мира, где всё со всем соединено через интернет. Следующие 5 лет будут временем конкурентной борьбы за право стать следующим ключевым компонентом в «бесшовной» интеграции пользовательского опыта.

Производителей носимых устройств (wearables) ждут весьма трудные задачи, поскольку уже сейчас пользователи страдают и желают свести к минимуму «трение о быт», которое создают провода, необходимость носить с собой несколько устройств, заряжать и синхронизировать их друг с другом. Тем временем количество «подключенных» автомобилей достигнет критической массы и они консолидируются в единую сеть.

В конечном счете останется всего два гаджета: одно многофункциональное «носимое» и второе для коммуникации, покупок и контента. Оба эти устройства будут обмениваться информацией с автомобилем, домом и облачными серверами.

ВОЙНЫ СМАРТФОНОВ

Сегодня мы воспринимаем смартфоны как должное, однако за последние 30 лет это самое значимое изобретение после интернета. Несмотря на высокую конкуренцию, которая свелась к форм-факторам и интерфейсам, по-большому счету, смартфоны не изменятся в ближайшие 5 лет.

Устройства не разовьются визуально, но пройдет несколько битв перед тем, как уже все скажут и сделают всё, что возможно. Сегодняшние титаны рынка уступят место новым претендентам.



ПАРАДОКС УСТАРЕВАНИЯ

Индустрия смартфонов движется быстрее всех остальных. В любой другой отрасли выпуск продукта высочайшего класса подарит вам несколько лет благосклонности потребителей. В среде смартфонов идет гиперэволюция. Эта среда тщательно сконструирована и культивируется производителями, чтобы приложения требовали от пользователей приобретать новые устройства.

Рынок ПК работает так: операционные системы делают Microsoft и Canonical, в то время как компании типа HP и Dell делают устройства. Каждая сторона мотивирована — финансово или по-иному — быть максимально адаптивной для других: разработчики операционных систем выпускают продукты, которые должны работать на максимальном количестве платформ. Аналогично разработчики приложений мотивированы выпускать продукт, который будет работать на максимальном количестве операционных систем. Такой баланс явно отсутствует на рынке смартфонов. При условии, что прибыль операционной системы напрямую связана приобретением новых устройств, отсутствует стимул для поддержки совместимости со сторонним кодом.

Практики «Наибольшего общего делителя» спроектированы так, чтобы искусственно провоцировать потребителей ко всё более и более короткому циклу использования смартфона. Приложения устаревают уже чуть ли не на следующий день. Эта стратегия поддерживается поддерживается производителями оригинального оборудования (OEM — Original Equipment Manufacturers) и бьет рекорды по прибылям, однако в то же самое время она пилит сук, на котором сидит, взращивая особую культуру потребления, которая ожидает постоянных инноваций и плотного графика релизов.

БИТВА ЗА ЖЕЛЕЗО

Китайские компании неизбежно представят угрозу доминирующей позиции Samsung на рынке производителей Android-устройств. Рынок смартфонов вошел в фазу ранней зрелости, когда инновации работают эволюционно, а не революционно. В результате производители аппаратной части испытывают трудности по части самоопределения на рынке. Как показывает сравнительный анализ флагманских моделей Apple, Samsung, Huawei и Xiaomi, конкуренты уже практически наверстали друг друга.

Китайские компании Huawei и Xiaomi появились на рынке в 2010 и 2011 годах и за 4 года добились аппаратного паритета с лидерами. Они станут инноваторами в ближайшие 4 года. В то время как микроинновации вроде биометрической безопасности и мониторинга сердечного ритма интересны, они всё же не сильно углубляют ров вокруг Apple и Samsung. Huawei и Xiaomi агрессивно масштабируются, и некоторые их продукты превосходят по качеству продукты Samsung. Пресекая вмешательство правительства или культурного сопротивления, Китай идеально позиционирован для глобального доминирования на рынке смартфонов.

БИТВА ЗА ПРОЦЕССОР

NVIDIA будет позиционировать себя в ближайшие 5 лет как лидер производства кристаллических интегральных микросхем. Широко известная на рынке видеокарт, NVIDIA врывается в мобильный мир со своей линейкой чипов Tegra. Развитие привычек пользователей смартфонов, графическое «происхождение» NVIDIA и неистовый характер индустрии мобильных устройств в совокупности создают идеальные условия для победы.

С большими дисплеями, высококачественным и даже 3D-изображением пользовательский опыт становится всё более визуальным. Это потребует более мощных графических процессоров, которые станут стандартом для лидирующих устройств.

На рынке ПК NVIDIA ведет затяжную битву. Битва на поле смартфонов будет совсем другого характера — быстрая и яростная. За 5 лет NVIDIA пройдет 3 полных цикла, в течение которых отнимет долю у Qualcomm (Zack Investment Research 2014).

Победят в этой битве в итоге конечные пользователи. Скоро смартфоны будут такие же зрелищные, быстрые и функциональные, как консоли Xbox 360 или PlayStation 3.

БИТВА ЗА ОПЕРАЦИОННУЮ СИСТЕМУ

В отличие от аппаратно-чипсетных войн, тут Android и iOS уже победили, хотя и Microsoft сделал успехи, которых от них не ожидали. Firefox, Tizen, Blackberry занимают узкие ниши за пределами золота, серебра и бронзы. Пользователи привязаны к операционным системам куда больше, чем к микропроцессорам. Интерфейсы персонализируются, поддерживают консистентность и определяют выбор устройства. Операционные системы не так подвержены неистовой цикличности мобильного мира.

63% покупателей сохраняют лояльность операционной системе свого смартфона, в то время как лишь 41% покупателей сохраняют лояльность к производителю своего устройства.

СКРОМНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ WEARABLES

80% компаний-разработчиков носимых устройств, которые были представлены на Consumer Electronic Show исчезнут в течение ближайших 5 лет. Выжившие в 2020 будут биться за лидерство на рынке объемом более 100 миллиардов долларов (Generator Research 2014). Чтобы определить, кто победит, нужно различить два параллельных тренда: «умные» часы и фитнес-трекинг. Первый стремится повторить функциональность смартфона и имеет экран, второй основан на данных и стремится передать данные с датчика на смартфон. В то время как «умные» часы займут место в нише дорогих аксессуаров, фитнес-трекинг обоснуется в индустрии физической культуры.

Индустрия носимых устройств находится в состоянии массового расширения: от здравоохранения до спорта и моды. К 2020 году пользователи попробуют и отвергнут массу концепций дизайна и в итоге придут к заключению, что Fitbit был прав с самого начала. Простота и элегантность крайне значимы на этом рынке. Потребители ненавидят трение, а нынешнее поколение носимых устройств в этом смысле оставляют желать много лучшего. Короткий срок зарядки батареи, громоздкая конструкция и избыточный функционал вызывают у пользователей все больший скепсис.

Через несколько лет трение по большей части будет устранено. Браслеты на запястьях станут меньше, стандартный срок службы батарейки увеличится до 30 дней. Для отрасли, которая опирается на непрерывность потока данных это критически важно. Устройство мониторинга сна бесполезно, если требует перезарядки каждую ночь.

Поток данных имеет огромную ценность, и гиганты иднустрии знают об этом. Выход Nike из аппаратной ниши вызвал целый тренд тенденцию. Власть на рынке будет меняться, так как малые производители железа выбирают между фокусом на программном обеспечении и альтернативой быть раздавленными титанами бытовой электроники. Fitbit и Jawbone скорее всего будут приобретены Гуглом или Фейсбуком. Оба гиганта приобретали производителей устройств и известны своим интересом к пользовательским данным.

Все эти компании обнаружат себя в гонке со знакомым соперником, iWatch будет лидировать на рынке носимых устройств в 2020 году. Слухи вокруг iOS 8 и недавние громкие переходы сотрудников из медицинской и модной отраслей в Apple, позволяют предполагать, что носимое устройство iWatch будет выпущено в период от 6 до 12 месяцев. Apple делают известные ценители простоты и элегантности, компания уже завоевала аудиторию к моменту выпуска своего первого wearable-устройства. Apple имеет опыт в конкуренции с Sony и Samsung и может быстро масштабироваться в этой нише благодаря существующей лояльной аудитории.

ИНСАЙТЫ

Рекламодатели, которые вкладывают в одну единственную носимую платформу окажутся на зыбкой почве. Аппаратные средства будут переживать высокий уровень отсева в ближайшие несколько лет, поэтому брендам целесообразно стремиться к согласованности с разработчиками открытых платформ, которые работают на различных устройствах. Роспуск команды FuelBand, проекта Nike, — сигнал о том, что будущее носимых данных в программном, а не аппаратном обеспечении. Приобретение проекта MapMyFitness компанией Armour усиливает описанную диверсификацию по двум направлениям и позволяет им полностью контролировать все части потока данных носимых устройств.

Фитнес-экосистемы, такие как MyFitnessPal и Microsoft HealtVault формирует ступицу данных для таких компаний как FitBit, Jawbone и Withings, предоставляя рекламодателям доступ к более широкому аппаратному портфелю.

АВТОМОБИЛИ ОКОНЧАТЕЛЬНО СТАНУТ МОБИЛЬНЫМИ

Некоторые удивятся: BlackBerry — лидер на рынке «подключенных» автомобилей и останется им до 2020 года. Лишь кажется, что это дерзкое заявление. Платформа QNX BlackBerry образует основу 50–70% существующих «подключенных» автомобилей. Однако экосистема приложений — Apple, Ford и другие разрабатывают свои решения на основе этой платформы.

К 2017 году 80% автомобилей в США и Европе будут подключены к одной сети (ABI Research). Это 12 миллионов единиц в год в одних только США. Рост обусловлен двумя факторами: растущий интерес к «подключенному» пользовательскому опыту и резкое улучшение дизайна интерфейса. Сегодня более 60% пользователей заявляют о недовольстве информационно-развлекательной системой своего автомобиля (Consumer Reports, 2014).

Улучшить производительность и «интуитивность» информационно-развлекательных систем стремятся три гиганта: Google, Apple, Nokia. Вместе они займут 90% рынка программного обеспечения «подключенных» автомобилей, напоминающего сегодняшний рынок смартфонов. К сожалению, для Nokia и ее фаворита в этой индустрии MirrorLink окружающая среда также будет обусловлена рынком смартфонов, а это означает, что Apple и Google станут лидерами автомобильных прикладных систем. 38% потребителей указывают новые технологии в качестве важной причины при выборе автомобиля (JD Power и Associates).

Как только потребители приобретают привязанность к одной экосистеме, интеграция технологии выходит на первый план среди факторов, которые не связаны с ценой автомобиля. В 2020 году это уже случится.

ИНСАЙТЫ

По сравнению с мобильным рынком «подключенные» автомобили будут вызывать у рекламодателей приступы клаустрофобии. Приложения будут представлять собой развивающийся набор регулирующих алгоритмов, такая форма существенно ограничивает возможности размещения рекламы. Только те приложения, которые подходят под строгие стандарты безопасности и уровня раздражения будут допущены на главные экран автомобиля. Именно по этой причине Apple Carplay сейчас ограничен всего 9 приложениями, четыре из которых установлены по умолчанию.

Аудиореклама сохранит свою форму, однако возможности таргетинга и охвата существенно возрастут. Когда реклама запускается в приложении радио, у него появляется доступ к уникальному набору данных пользователя устройства. Автомобильная реклама будет меньше про брендинг и больше про точечное воздействие. Зная где вы сейчас, какие у вас предпочтения и распорядок дня, приложение легко подберет такое предложение от ресторана по пути, что отказаться будет непросто.

Часть 2: прогноз до 2025 года

К 2025 году технологии станут менее заметными. Количество датчиков сократится, все устройства полностью консолидируются в одну сеть, данные будут обрабатывать в облачных серверах. Пользователям это понравится — обвязка из разных девайсов станет выглядеть не так инопланетно.

ОПЯТЬ СМАРТФОНЫ?

Да, эра смартфонов продлится минимум до 2025 года. Элегантный наладонник проникнет в каждый уголок нашей цифровой экосистемы: от носимых сенсоров до машин и домов. Мобильные технологии еще сильно разовьются, однако экран смартфона останется центральным элементом пользовательского опыта.

ПЕРЕЕЗД В ОБЛАКО НЕИЗБЕЖЕН

Битва за процессор и растущие требования к производительности устройств в итоге завершатся в облаке. Кристаллические микросхемы будут применять для локальной обработки данных, но при наличии интернет-соединения наиболее ресурсоемкую часть будет выполнять облачная сеть суперкомпьютеров. В результате смартфоны станут более производительны, чем любой персональный компьютер.

Для производителей это будет означать тренд в сторону упрощения устройств. Смартфоны сохранят только необходимые элементы: экран, датчики, выход сеть. Это сильно снизит их стоимость. Увеличится и выйдет из-под контроля разработчиков срок устаревания. В условиях низкой маржи и длинного срока обновления устройств разработчики аппаратной части будут искать новые источники доходов. Apple и Samsung станут сервисными компаниями, которые работают в тандеме с телеком-провайдерами.

В мобильной связи появятся новые тарифы, которые основаны не только на объеме данных, но и на их качестве. Базовые тарифы будут использовать вычислительные ресурсы облачных серверов для запуска основных приложений — почты, интернета, социальных сетей. Премиум-тарифы будут использовать ресурсы графического процессора для более полного погружения: графические приложения, видео, игры. Игровые тарифы сделают смартфон таким же мощным, как сегодняшние компьютеры гиков с водяным охлаждением.

NVIDIA уже тестирует GRID — облачный сервис графических вычислений. GRID выполняет рендеринг в облаке, покадрово кодирует изображение и подает поток кадров на смартфон. Единственное требование к смартфону в этих условиях — возможность потокового вещания из интернета, ничего не нужно рендерить на месте.

Это нанесет сокрушительный удар по рынку производителей аппаратной части и окажется благом для разработчиков обеих ОС (iOS и Android — прим. ред.).

ИНСАЙТЫ

Значимость облачных вычислений станет критичной, к 2015 году ни одна компания не сможет выпустить без них приложение. Вкупе с дополненной реальностью почти любой покупательский опыт будет доступен на любом устройстве: от 3D-витрин до интерактивного шоппинга с персональным ассистентом.

Приложения получат непостижимо глубокий доступ к данным о жизни пользователей — кто, где, с кем, что делала и что искала — вся эта информация будет использоваться смартфоном вкупе с информацией, которую собрала одежда. Ожидания насчет таргетинга кардинально изменятся . Ограничивать разработку будут лишь время, деньги и фантазия разработчиков.

Платформы iOS, Android, Windows сохранят свое первенство на рынке. Но всё вышеописанное потребует от разработчиков гораздо больше ресурсов, нежели требуют сегодняшние приложения. Грамотные спеуиалисты уже сегодня отказываются от претензий на железо, фокусируясь на программном будущем.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ВМЕСТО ПОВСЕМЕСТНОСТИ

Ведущие специалисты — от Майкрософта до MIT — считают, что жестовое управление и интеграция разных устройств подарят нам грандиозное будущее. Огромные экраны и совместный доступ погрузят нас в цифровую вселенную еще полнее. Наши возможности ловить преступников, лечить болезни, общаться с друзьями и родственниками возрастут. Экраны появятся на зданиях, на наших запястьях, в наших глазах, на наших кухнях и просто в воздухе. Будущее будет еще более дорогостоящим для среднего потребителя, при этом пользовательский опыт станет менее осязаемым.

Внешне всё будет выглядеть довольно обыденно. Google Glass может стать, а может и не стать устройством будущего, но концептуально среди массовых продуктов эти очки зашли дальше всех. В Google Glass действительно персонализированный экран — он отвечает и показывает строго для единственного пользователя. В течение 10 лет этот девайс станет выглядеть не так броско, социальная стигматизация ослабнет, мы придем к какому-то стандарту. Дополненная реальность и продвинутый таргетинг сделают пользовательский опыт каждого действительно уникальными.

Весь мир будет проходить через один экран. Нагруженная текстом и вообще вся «внешняя» реклама устареет. Просто посмотрите или возьмите в руки продукт в супермаркете, и все сведения о нем станут вам доступны: цена, срок годности, калории, вероятность аллергической реакции. Рекламодатели будут использовать эту информацию, чтобы предложить что-нибудь другое или скидочный купон. Все ваши данные будут централизованы, так что не придется припоминать, все ли ингредиенты в наличии для того рецепта на вечеринку. Как только вы окажетесь дома, тот же экран поможет вам приготовить блюдо шаг за шагом.

ИНСАЙТЫ

Рекламодателям следует учитывать описанные изменения. 2025-й — это скорость, деликатность и «бесшовная» интеграция. В дополненной реальности не останется места никаким пре-роллам и баннерам. Реклама будет нативно встраиваться в общий поток режиме реального времени. Общий поток при этом — не публичный интернет, а персональное пространство пользователя. Звучит заманчиво — иметь доступ к месту, куда пользователь смотрит постоянно, однако суровая гиперреальность такова, что пользователи будут всё чаще блокировать или игнорировать рекламу, когда занимаются чем-то личным.

Пользователи будут выказывать (или нет) интерес к рекламному сообщению на ходу, посредством задержки взгляда или голосом. Бренды при этом будут иметь доступ ко всей информации об окружающем пользователя: здания, вывески, люди, животные.

Во время обсуждения какого-либо продукта вы увидите, как на асфальте появилась брендированная стрелочка в сторону магазина, где этот продукт можно купить. Всё будет ненавязчиво и нативно.

Часть 3: прогноз до 2035 года

СОПРОТИВЛЕНИЕ БЕСПОЛЕЗНО

К 2035 году люди станут — охотно и с удовольствием — расой киборгов. Каждое наше действие будет усилено и дополнено технологией, мы будем умнее, сильнее, быстрее. Наши тела будут покрыты датчиками, отслеживающими активность организма и передающих информацию сразу докторам. Дизайн датчиков будет очень легким, визуальное взаимодействие с ними потребуется минимальное.

Превентивная имплантация станет обычным делом. Эти технологии существуют уже сейчас, но их развитие пока тормозят определенные барьеры, включая культурно-историческую реакцию. Подобные барьеры к тому времени падут. Двадцать лет назад картина миллиардов людей, которые набирают текст на маленьком экране за рулем, во время еды и в туалете выглядела бы как богохульство в отношении культуры. Смартфоны показали нам, как быстро и значительно технология может изменить поведение Масс. Через двадцать лет имплантированные датчики никого не удивят. Вместо тревоги они будут вызывать чувство безопасности от понимания, что ближайшая больница узнает о надвигающемся сердечном приступе до того, как успеешь его почувствовать.

Чтобы угнаться за технологиями, правительствам придется решить немало проблем. Однако со временем медицинское применение кибернетики откроет дверь для более широкого набора приложений. Вокруг имплантантов разовьется целая индустрия, подобная сегодняшней косметической хирургии.

Затем импланты выйдут за границы медицины. Преимущества микрочипов перевесят материальные и психологические издержки. Мы превратимся в этакие маяки, которые связываются с другими мяками, которые появляются в радиусе. Мир будет взаимодействовать с нами, будто предупрежден о нашем присутствии и читает наши мысли. Отели будут распознавать наши цифровые подписи, настраивать свет на нужный уровень яркости и наполнять ванную нужно температуры без единого слова.

ИНСАЙТ

Общество адаптируется к засилью обработки персональных данных в 2035 году, но это не значит, что пользователи будут радостно делиться данными с владельцами брендов. Люди будут хорошо разбираться в этом вопросе и осознавать ценность данных. Брендам еще придется доказать, что выгода обоюдна. Почти 100% имплантов будут бесплатными, предоставленными по страховке или как часть внешней экосистемы.

СВЯТОЙ ГРААЛЬ ЭЛЕГАНТНОГО ДИЗАЙНА

В районе 2035 года взаимодействие с компьютером подойдет к самой элегантной стадии: управление разумом. Мы будем тренирвоваться двигать объекты и управлять экранами с помощью мыслей.

Уже сегодня интерфейсы позволяют управлять протезами посредством небольших датчиков на голове. Через 20 лет эта технология получит портативное воплощение и войдет в массы.

Мозговые импланты будут слегка шокировать даже в 2035 году. Но датчики, расположенные на внешней части головы могут считывать мозговую активность достаточнос точно, чтобы мы могли контролировать базовые функции подключенного устройства. Такие компании, как InteraXon и NeuroSky уже вступили на путь силы мозговых волн и разрабатывают приложения, которые используют датчики электро-энцефалограммы (ЭЭГ). Жизнеспособность их видения рынка подтверждают недавние слухи о возможности приобретения этих компаний Гуглом. ЭЭГ-датчики будут синхронизированы с другими устройствами. Сенсорами движения глаз, например.

ВСЁ РАДИ ЮЗАБИЛИТИ

Графеновые процессоры будут обрабатывать данные быстрее чем любой из существующих сегодня компьютеров. Все данные будут передаваться в определенный узел, который управляет работой имплантов, внешних устройств и обменом данными с облачными серверами. Этот узел может принять форму дисплея, имплантированного в глаз, но для большинства из нас он будет выглядеть знакомо — сенсорный экран, который помещается в карман.

Завышенные ожидания помешают занять имплантам или «глазным» дисплеям занять место первого экрана. Разрешение и производительность графических устройств будет настолько высока, что 8 тысяч точек на дюйм станет чем-то обыденным. Концептуально новые технологии не войдут в обиход без великолепного пользовательского опыта. 3D-изображение объективно действует на зрителя более захватывающе, но пока требует от него слишком много действий и уступок. Немного текста и иконка станут первым способ взаимодействия с дополненной реальностью: низки порого входа, скромные требования к графическому процессору. Этого будет достаточно для управления взглядом или разработки базового ЭЭГ-интерфейса.

Длинные форматы видео, сложные игры и приложения испытают серьезные трудности с переходом встренные дисплеи, так как качество изображения и точность контроля приобретут первостепенное значение. Новые приложения будут специально разрабатываться для приложений и игр, которые управляются посредством мозговой активности и движений глаз. И тем не менее еще предстоит выяснить, станут ли имплантированные экраны достаточно качественными, чтобы пользователям уже можно было отказаться от «наладонников».

ИНСАЙТЫ

Дополненная реальность, датчики и имплантанты сделают мир еще более технологически разнообразным. Ключевыми отличиями станут режим потребления контента и способ взаимодействия.

Контент-ориентированным брендам стоит предпочесть качество новизне. Смартфоны значительно превзойдут телевидение по охвату. Качество изображения, как сейчас Retina, обеспечат компании по проекции на сетчатку. Avegant, напрмер.

Клиент-ориентированным компаниям следует сфокусироваться на воздействии в режиме реального времени. Встроенные в голову экраны сокращают расстояние до пользователя практически до нуля, что открывает максимальные возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если сравнить сегодняшнее 2014-й с 2035-м, то контраст, конечно поражает. Однако реальность такова, что революцонность технологии редко ощущается теми, чья жизнь на нее опирается. Вместо революционности мы считаем это следующим логическим шагом прогресса.

К тому времени как пользователи массово освоят самоуправляемые автомобили, они пройдут множество постепенных улучшений. Переход на эту технологию разочарует своей тщательностью. То же самое можно сказать о дополненной реальности, летающих авто, космических путешествиях и телепортации. Компоненты для следующей технологии, которая преобразует мир уже сейчас есть в одной из лабораторий мира. Но когда эта технология придет на рынок, мир встретит ее скучающим взором.

Источник

«Наука есть источник высшего блага для человечества в периоды мирного труда, но - она и самое грозное оружие защиты и нападения во время войны»

Николай Зелинский

Научный подход на Google Play

Файлы

Атеизм и религия: вопросы и ответы

Обман в науке

Научные основы качественного долголетия и антистарения

Величайшее Шоу на Земле